ПОРТРЕ́Т
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОРТРЕ́Т (франц. portrait, от устар. portraire – изображать), жанр изобразит. искусства, посвящённый изображению конкретного человека или группы людей. В средние века понятия portrait, portraiture означали «воспроизведение» любого объекта; в совр. значении термин «П.» введён лишь в 17 в. А. Фелибьеном (в противопоставление термину figure для изображений животных). Необходимое требование, предъявляемое ко всякому П., – передача индивидуального сходства, отталкиваясь от которого художник создаёт определённый образ, используя для этого разл. средства худож. выразительности.
Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета. П. существует во всех видах изобразительных искусств: скульптурный (статуи, бюсты, гермы, рельефы, геммы, камеи), живописный (монументальный, станковый, миниатюра портретная), графический (рисованный, гравированный), также фотопортрет. По способу представления модели различаются П. парадный, камерный, интимный. С композиц. точки зрения П. могут быть головными, погрудными, поясными, поколенными, в полный рост, также конными; анфас, в профиль, в трёхчетвертном развороте. По числу изображений на одном произведении (холсте, рельефе и т. д.) помимо обычного выделяют двойной и групповой П. (в т. ч. семейный). Парными называют П., написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по формату и композиции (чаще всего это П. супругов). Нередко П. образуют целые ансамбли – портретные галереи (представителей династии или семьи, членов корпорации или гильдии, венецианских дожей, римских пап, воен. деятелей и т. п.). Особый субжанр П. – автопортрет. Портретная иконография нередко используется при изображении людей в др. жанрах иск-ва: в историч. картине, циклах П. «выдающихся людей древности» и др. Подвижность жанровых границ П. позволяет в одном произведении сочетать его с элементами др. жанров: с пейзажем, интерьером, обнажённой натурой, аллегорией и т. д. Специфически характеризуя модель, П. может выполнять разл. функции (помимо фиксации облика человека, которая была важнейшей до появления фотоискусства): увековечивание памяти о человеке или событии; демонстрация принадлежности к определённой социальной, профессиональной либо конфессиональной группе; описание личных предпочтений портретируемого; служить инструментом политич. пропаганды и мн. др. Возможность выявления в П. не только высоких нравств. качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление сатирич. П., портретной карикатуры (шаржа).
Исторический очерк
Зародившись в глубокой древности, П. достиг высокого уровня развития в иск-ве Древнего Востока, особенно в др.-егип. скульптуре и живописи, где были широко распространены статуи и рельефные изображения царей и частных лиц; П. традиционно использовались и в заупокойном культе. Погребальные маски ахейцев отличались механич. воспроизведением черт лица умершего. В Древней Греции в период классики создавались идеализированные скульптурные П. обществ. деятелей, полководцев, поэтов, философов. С кон. 5 в. до н. э. др.-греч. П. всё более индивидуализируется, а в эллинистич. иск-ве возникает портрет-образ (Александра Македонского, философов, атлетов и т. д.; скульптурные работы Лисиппа, Леохара и др.). В Древнем Риме П. становится одним из центр. жанров иск-ва, отличается обширной типологией (бюсты, статуи, в т. ч. конные, изображения на рельефах) и иконографией (императорский, частный, мужской, женский, детский и пр.) и проходит длительную эволюцию от республиканского периода к поздней Империи. Особое место занимают файюмские портреты, написанные в технике энкаустики; в них рим. иск-во П. встречается с погребальными практиками и образной концепцией Древнего Востока.
В Китае, несмотря на подчинение строгому типологич. канону, ср.-век. мастера создали множество ярко индивидуализированных П., часто подчёркивая в моделях черты интеллектуализма. Выразительны портретные образы ср.-век. япон. живописцев и скульпторов; из живых наблюдений исходили мастера портретной миниатюры Ср. Азии, Азербайджана, Афганистана, Ирана, Индии.
В средние века наиболее распространённая форма П. – ктиторский в Византии (изображения императоров в храме Св. Софии в Константинополе, также имп. Юстиниана и имп. Феодоры с приближёнными в ц. Сан-Витале в Равенне, 546–547) и донаторский в Зап. Европе, который встречается как в монументальном иск-ве, так и в миниатюре книжной. Стремление к подражанию античности вызвало к жизни серию портретов имп. Фридриха II Гогенштауфена и его приближённых, созданных по образцам рим. бюстов.
Очевидно, станковый П. в европ. иск-ве существовал уже в эпоху Проторенессанса (наиболее ранний из известных – несохранившееся изображение Лауры, написанное С. Мартини для Ф. Петрарки и восхвалявшееся поэтом за жизнеподобие). В иск-ве Возрождения в Италии и т. н. арс нова в Северном Возрождении П. окончательно сформировался в качестве самостоят. жанра. Для европ. П. 15 в. в целом характерна достоверная и нейтральная передача индивидуальной внешности. В нидерл. иск-ве П. развивается в рамках т. н. благочестивых диптихов, где на одной створке представлена Богоматерь, а на другой – донатор (алтарные картины Рогира ван дер Вейдена и др. мастеров), также в виде донаторского П. на наружных створках алтарей. Индивидуальный П., начавшись с трёхчетвертного погрудного изображения на тёмном фоне (Р. Кампен), обогащается во 2-й пол. 15 в. пейзажными фонами (Х. Мемлинг). Уникальным двойным П. в интерьере является «Портрет четы Арнольфини» Я. ван Эйка (1434, Нац. галерея, Лондон). Нидерл. П. отличает тщательное воспроизведение натуры, внимание к светотеневой моделировке, иллюзионистич. эффекты. В Италии в течение 15 в. П. продолжает существовать в составе композиций в монументальном иск-ве – мн. циклы росписей Фра Филиппо Липпи, Б. Гоццоли, Д. Гирландайо и др. сопровождаются П. заказчиков и их близких, а в отд. случаях и автопортретами мастеров (Л. Гиберти на Райских вратах флорентийского баптистерия). Широко распространяются мемориальные П. кондотьеров как живописные (С. Мартини, П. Уччелло, А. дель Кастаньо), так и скульптурные (конные статуи Донателло, А. дель Верроккьо). Портретные изображения заняли важное место в возрождённом медальерном искусстве, в надгробиях. Возрождается скульптурный бюст (Мино да Фьезоле, Дезидерио да Сеттиньяно, А. Росселлино, Б. да Майано, Верроккьо). Появляются семейные и детские П. Под влиянием нидерл. иск-ва развивается живописный станковый П.: профильное изображение на условном фоне постепенно вытесняется трёхчетвертным изображением (А. дель Кастаньо, А. Мантенья, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини), во 2-й пол. 15 в. нейтральный фон сменяется пейзажной средой или интерьером (Пьеро делла Франческа, С. Боттичелли, Гирландайо, Беллини и др.).
Итал. мастера Высокого и Позднего Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Л. Лотто, Тициан, Я. Тинторетто) и маньеризма (Я. Понтормо, А. Бронзино, Ф. Пармиджанино) открывают внутр. мир человека, разнообразие его психологич. состояний. П. в европ. иск-ве 16 в. усложняется и как визуально-худож. целое: детально разрабатываются архит., интерьерные и пейзажные фоны, для характеристики модели широко используются аксессуары и атрибуты (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший и др.). Широко распространяется графич. П. – рисованный и гравированный (Микеланджело, Дюрер, Л. Кранах Старший, Ж. и Ф. Клуэ, семья Дюмустье и др. мастера т. н. франц. карандашного П.). В Нидерландах пишутся «гуманистические» П. (Я. Госсарт, К. Массейс). Выдающимся мастером скульптурного П. был Ж. Пилон; напряжённостью образного строя отмечены живописные П. работы Эль Греко.
Мастера эпохи барокко, опираясь на достижения ренессансных художников, создали разветвлённую внутр. структуру П., существенно расширив его типологию и иконографию. Наряду с парадным П. (А. ван Дейк, Д. Веласкес, Ф. де Шампень, П. Миньяр, Г. Риго, Ш. Лебрен, П. Лели, Г. Неллер, скульптурные бюсты Дж. Л. Бернини), распространяются камерный и интимный П. В 17 в. объектами портретирования становятся горожане (преим. в Голландии; художники Й. Верспронк, Ф. Бол, А. де Гелдер, Я. де Брай, Г. Терборх и др.); распространяется групповой П., как семейный (П. де Хох, П. П. Рубенс), так и корпоративный (Ф. Халс, Рембрандт), а также женские, детские П. и автопортреты (Рембрандт, К. Фабрициус и др.). Выдающиеся портретисты эпохи – Рембрандт, Халс, Рубенс, Веласкес – работают во всём диапазоне возможностей портретного жанра, совмещая в своих новаторских решениях разл. жанры. Расширяются возможности передачи психологич. состояния человека (Рембрандт, Н. Пуссен), драматизации П. способствуют приёмы караваджизма. Во все разновидности П. проникают черты спонтанности (выражение лица, улыбка, случайный характер жестов и т. д.), которые делают восприятие П. всё более динамичным.
Эпоха рококо широко дополняет П. многозначит. аксессуарами, пейзажными фонами, которые усложняют семантич. и визуальную структуру изображения (Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар). Реалистич. тенденции в 18 в. связаны с гуманистич. идеалами Просвещения – с сер. 18 в. в облике изображаемых на первый план выходят непосредственность и естественность (В. Гисланди, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Грёз, У. Хогарт, Т. Гейнсборо, Дж. Рейнолдс и др.). Точность социальных характеристик, острая аналитичность свойственны пластике Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля. Лаконизмом и уравновешенностью образа отмечены П. классицизма (Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, Ф. Гойя). П. эпохи предромантизма (А. Гро) и романтизма (поздний Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. О. Рунге) нередко представляет людей в необычных ситуациях и экстремальных состояниях. В 19 в. расширяется география нац. школ П. (А. фон Менцель, В. Лейбль, Я. Матейко, Дж. С. Сарджент, Дж. Уистлер, Т. Эйкинс и др.). Важное место занимал П. в салонном искусстве 19 в. и в творчестве прерафаэлитов. Мастера франц. импрессионизма и близкие им художники (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, О. Роден) стремились запечатлеть в П. изменчивость облика человека, его связь со столь же изменчивой средой. Противоположные тенденции нашли выражение в творчестве П. Сезанна, стремившегося выразить устойчивые свойства модели, и в драматич., нервно-напряжённых П. и автопортретах В. Ван Гога, глубоко отразивших проблемы нравственной и духовной жизни совр. человека.
С нач. 20 в. в иск-ве П. происходят существенные изменения. Несмотря на появление в сер. 19 в. портретной фотографии (Надар и др.), жанр П. по-прежнему занимает значит. место в творчестве ведущих художников и скульпторов. В то же время традиц. воспроизведение внешности и др. характеристик модели перестаёт быть осн. целью П. У мастеров авангардизма П. становится своеобразным полем для худож. экспериментов, превращаясь в самоценную худож. задачу, не связанную с изображаемой личностью (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, мастера австро-нем. экспрессионизма, магического реализма, «новой вещественности», сюрреализма, парижской школы и т. д.). В 20 в. продолжаются и традиции реалистич. П. (живописцы Р. Гуттузо, Д. Ривера, Д. Сикейрос, К. Баба, скульпторы Ш. Деспио, В. Аалтонен, Дж. Манцу, Ж. Кишфалуди-Штробль, Ф. Кремер, К. Дуниковский и др.). Художники разл. направлений постмодернизма охотно обращаются к П. для исследования проблем идентичности личности (гендерной, этнической, социальной, культурной и др.), при этом нередко пародируя язык традиц. П.; всё большую роль в П. начинает играть обнажённое тело (Л. Фрейд в Великобритании и др.). П. создаются как в традиционных, так и в новых техниках иск-ва. Огромную эволюцию с сер. 19 в. до наших дней проделал фотопортрет.
В России с 17 в. известны П.-парсуны, носившие ещё условно-иконописный характер. В 18 – 1-й пол. 19 вв. в России работали многие приглашённые европ. портретисты (скульптор К. Б. Растрелли, живописцы Г. Гзелль, Л. Каравак, П. Ротари, А. Рослин, Л. Токке, И. Б. Лампи Старший, М. Л. Э. Виже-Лебрён, Ж. Л. Вуаль, Дж. Доу и др.), что способствовало интенсивному развитию рус. П., уже с сер. 18 в. поднявшегося на европ. уровень. Среди мастеров 18 – нач. 19 вв., создававших П. в стилях барокко, классицизма, позднее в духе сентиментализма, – живописцы И. Н. Никитин, А. Матвеев, А. П. Антропов, И. Я. Вишняков, А. П. Лосенко, И. П. и Н. И. Аргуновы, М. И. Бельский, Ф. С. Рокотов, С. С. Щукин, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульптор Ф. И. Шубин, гравёр Е. П. Чемесов. Широкое развитие получил П. в эпоху романтизма (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, В. А. Тропинин); в сер. – 2-й пол. 19 в. работали В. К. Шебуев, С. К. Зарянко, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, скульпторы С. И. Гальберг, М. М. Антокольский, С. М. Волнухин. В кон. 19 – нач. 20 вв. П. получил новое качество в остропсихологич. произведениях В. А. Серова, в наполненных глубоким филос. смыслом портретах М. А. Врубеля, работах художников «Мира искусства» (Л. С. Бакст, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, З. Е. Серебрякова, К. А. Сомов), В. Э. Борисова-Мусатова, О. Э. Браза, К. А. Коровина, Б. Д. Григорьева, Н. И. Фешина, Л. О. Пастернака, С. А. Сорина, В. И. Шухаева, А. Е. Яковлева, в П.-типах и П.-картинах А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, Н. А. Ярошенко, графике Ю. П. Анненкова, в скульптурных произведениях С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого и др. Авангардистское иск-во также неизменно обращалось к П. (художники кубофутуризма, объединений «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мастера аналитического искусства» и др.). После 1917 в России продолжали работать мастера П., чьё творчество сложилось в дореволюц. период (Н. И. Альтман, М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, Д. П. Штеренберг, Н. А. Андреев, А. Т. Матвеев, С. В. Малютин и др.). И хотя доктрина социалистического реализма надолго наложила отпечаток на иск-во П. в СССР, творч. независимость от офиц. установок сумели сохранить мн. выдающиеся портретисты – К. С. Малевич, П. Н. Филонов, П. Д. Корин, Р. Р. Фальк, П. П. Кончаловский, А. А. Осмёркин, А. В. Фонвизин и др., во 2-й пол. 20 в. – художники андерграунда и постмодернизма.