«ОСЛИ́НЫЙ ХВОСТ»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ОСЛИ́НЫЙ ХВОСТ», группировка художников рос. авангардизма во главе с М. Ф. Ларионовым, возникшая после раскола объединения «Бубновый валет». Одноим. выставка («О. х.») была показана в Москве в здании МУЖВЗ (март– апрель 1912); в ней участвовали Ю. П. Анисимов, В. С. Барт, С. П. Бобров, Н. С. Гончарова (св. 50 картин), К. М. Зданевич, И. Ф. Ларионов, М. Ф. Ларионов (св. 40 картин), М. В. Ледантю, К. С. Малевич, В. Матвейс (Марков), А. А. Моргунов, Н. Е. Роговин, Е. Я. Сагайдачный, И. А. Скуйе, В. Е. Татлин, А. В. Фонвизин, М. З. Шагал, А. В. Шевченко, А. С. Ястржембский. Эпатирующее самоназвание группировки восходит к мистификации на парижской выставке Салона независимых (1910), где экспонировалась картина, якобы написанная хвостом ослика Лоло, жившего при кабачке «Проворный кролик» на Монмартре. На выставке «О. х.» преобладали работы в духе примитивизма и наивного искусства в сочетании с элементами совр. европ. иск-ва (в частности, постимпрессионизма) – религ. и жанровые композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, декоративные панно. По цензурным требованиям с выставки были изъяты 10 картин на религ. сюжеты (из них 8 работ Гончаровой, в т. ч. тетраптих «Евангелисты», 1911, ГРМ). М. А. Волошин отмечал как худож. талантливость, самобытность экспонентов «О. х.», так и их «особое пристрастие к изображениям солдатской жизни, лагерей, парикмахеров, проституток и мозольных операторов». Параллельно с выставкой прошли диспуты по острым вопросам совр. иск-ва в моск. Политехнич. музее; в них приняли участие Д. Д. Бурлюк, Волошин, Гончарова, Н. И. Кульбин, М. Ф. Ларионов и др.
Одновременно с выставкой «О. х.» в том же помещении, но с отд. вывеской и самостоят. каталогом проходила выставка «Союза молодёжи». Принципиальные эстетич. расхождения М. Ф. Ларионова с этой и др. новаторскими группировками закончились разрывом; следующей выставкой, устроенной группой Ларионова в 1913, стала «Мишень».