ШАГА́Л МАРК ЗАХАРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШАГА́Л (Chagall) Марк (Моисей; Мовша) Захарович [24.6(6.7).1887, м. Лиозно близ Витебска – 28.3.1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс], рос. и франц. живописец, график, сценограф, художник-монументалист. Родился в семье торговца. Учился в Школе живописи и рисунка Ю. М. Пэна в Витебске (1906), в С.-Петербурге – в Рисовальной школе ОПХ (1907–08), студии С. М. Зейденберга (1908), Школе рисования и живописи Е. Н. Званцевой (1909) у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. В 1910 приехал в Париж, посещал академии «Ла Палетт» и «Ла Гранд-Шомьер»; познакомился с Г. Аполлинером, Б. Сандраром, П. Пикассо, Р. Делоне и др. Один из гл. представителей рус. авангардизма, а также Первой парижской школы, Ш. в поэтически-фантазийном, гротесковом либо мистич. ключе интерпретировал фольклорные и обыденные мотивы («бытовой символизм», по выражению Д. В. Сарабьянова), используя отд. приёмы кубофутуризма, экспрессионизма и примитивизма; изысканное «красочное визионерство» в его работах сочетается с игрой парадоксальных пространственных смещений. Тематике ранних работ (образы Витебска, евр. местечек в России, Парижа; «зашифрованные» натюрморты; цирк; «влюблённые»; библейские сюжеты) Ш. оставался верен до конца творч. пути. Среди картин – «Я и деревня» (1911, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Влюблённые» (1913–14, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Часы» (1914), «Над городом» (1914–18, обе – ГТГ), «Красный еврей», «Зеркало» (обе – 1915, ГРМ), «День рождения» (1915, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Белое Распятие» (1938, Ин-т иск-ва, Чикаго), «Часы с синим крылом» (1949, собрание И. Шагал, Париж) и др. По возвращении в Россию работал в Витебске (1914, 1917–20), где в 1919 организовал Нар. худож. уч-ще, привлёк к преподаванию Пэна, Добужинского, В. М. Ермолаеву, И. А. Пуни, Л. М. Лисицкого, К. С. Малевича; в Петрограде (1915–16) и Москве (1920–22). Оформлял спектакли, в т. ч. моск. Гос. евр. камерного театра («Вечер Шолом-Алейхема», 1921, реж. А. М. Грановский), также исполнил живописные панно для интерьера театра (ныне частично в ГТГ). Участник мн. выставок – в Париже («Салон независимых», 1912), Москве («Ослиный хвост», 1912; «Мишень», 1913; «Бубновый валет», 1916), С.-Петербурге («Мир искусства», 1913) и др.
В 1922 Ш. выехал в Каунас, затем в Берлин, где изучал разл. техники гравюры. С 1923 жил в Париже (гражданство получил в 1937); познакомился с П. Элюаром и М. Эрнстом, но отказался примкнуть к группировке сюрреалистов. По заказу А. Воллара иллюстрировал «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (офорты, 1923–27; изд. в 1948), «Басни» Ж. де Лафонтена (гуашь, 1926–27, изд. в 1952), Библию (гуашь, с 1931). В 1931 совершил поездку по Палестине. В нацистской Германии его работы демонстрировались на выставке «Дегенеративное искусство» (1937); некоторые были сожжены. В 1941–48 Ш. жил в США; оформил постановки балетов «Алеко» на музыку П. И. Чайковского (1942, хореограф Л. Ф. Мясин), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1945, хореограф А. Р. Больм). С 1950 поселился на юге Франции. Автор иллюстраций к произведениям Элюара, А. Мальро, роману «Дафнис и Хлоя» Лонга (1957; в 1958 оформил постановку одноим. балета М. Равеля в Парижской опере, хореограф С. Лифарь) и др., серий офортов («Цирк», 1956–62; «Сен-Поль-де-Ванс», 1957–62) и литографий. В поздний период работал преим. в области монументального иск-ва: витражи, керамич. панно и мраморные барельефы для капеллы в Асси (Верхняя Савойя, 1957); витражи для соборов в Меце (1958–68; см. илл. к ст. Витраж) и Реймсе (1974), синагоги мед. центра «Хадасса Эйн-Керем» Еврейского ун-та (1962, Иерусалим; см. илл. к ст. Израиль), здания ООН в Нью-Йорке («Окно мира», 1964), ц. Фраумюнстер в Цюрихе (1969–70); живописный плафон зрительного зала Парижской оперы (1963–64), росписи в фойе «Метрополитен-оперы» в Нью-Йорке (1966–67); эскизы для шпалер (в т. ч. для здания кнессета в Иерусалиме, 1973) и др. В 1973 посетил СССР. В 1973 в Ницце открыт Нац. музей «Библейское послание М. Шагала». Награждён Большим крестом ордена Почётного легиона (1977).