Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАНО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 629

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Иванов
А. М. Грановский. Сцена из спектакля «Ночь на старом рынке» И. Л. Переца.

ГРАНО́ВСКИЙ Алек­сей Ми­хай­ло­вич (псевд.; наст. имя и фам. Ав­ра­ам Азарх) (11.9.1890, Мо­ск­ва – 11.3.1937, Па­риж), ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств Рес­пуб­ли­ки (1926). В 1910–11 учил­ся в пе­терб. Шко­ле сце­нич. иск-ва (сре­ди учи­те­лей – А. А. Са­нин). В 1911–13 жил в Гер­ма­нии. Учась в Мюн­хен­ском ун-те и Те­атраль­ной ака­де­мии, ра­бо­тал по­мощ­ни­ком ре­жис­сё­ра, ху­дож­ни­ком по све­ту, ин­же­не­ром сце­ны в разл. те­ат­рах, в т. ч. у М. Рейн­хард­та. Ре­жис­сёр­ский де­бют – «Фи­липп II» Э. Вер­хар­на (1914, Но­вый те­атр, Ри­га). Сре­ди по­ста­но­вок: «Царь Эдип» Со­фок­ла и «Мак­бет» У. Шек­спи­ра (обе 1918, пет­рогр. Те­атр тра­ге­дии), опе­ры «Фа­уст» Ш. Гу­но (1919) и «Сад­ко» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1920) в пет­рогр. Боль­шом опер­ном те­ат­ре. В 1919 ос­но­вал Гос. евр. ка­мер­ный те­атр (ГОСЕКТ; с 1925 ГОСЕТ). Тра­ди­ци­ям по­лу­лю­би­тель­ских бро­дя­чих евр. трупп Г. стре­мил­ся про­ти­во­пос­та­вить совр. проф. те­атр на иди­ше. От­дав дань сим­во­лиз­му («Сле­пые» М. Ме­тер­лин­ка, «Строи­тель» С. М. Ми­хо­эл­са, «Ам­нон и То­мор» Ш. Аша, все 1919), об­ра­тил­ся к те­ме нац. ха­рак­те­ра и бы­тово­го ук­ла­да, во­пло­щая её сред­ст­ва­ми «ле­во­го ис­кус­ст­ва». Гро­те­ско­вая при­ро­да те­ат­раль­но­го мыш­ле­ния сбли­жа­ла Г. с вах­тан­гов­ским «фан­та­сти­че­ским реа­лиз­мом». Сре­ди луч­ших по­ста­но­вок: «Ве­чер Шо­лом-Алей­хе­ма» и «Бог мес­ти» Аша (обе 1921), «Кол­ду­нья» А. Гольд­фа­де­на (1922), «200000» (1923) и «Че­ло­век воз­ду­ха» (1928) по Шо­лом-Алей­хе­му, «Ночь на ста­ром рын­ке» И. Л. Пе­ре­ца (1925), «Пу­те­ше­ст­вие Ве­ниа­ми­на Третье­го» по Мен­де­ле Мойхер-Сфо­ри­му (1927). Во вре­мя за­ру­беж­ных га­ст­ро­лей ГОСЕТа (1928) Г. ос­тал­ся в Бер­ли­не, где, в ча­ст­но­сти, по­ста­вил: «Бур­жуа ос­та­ёт­ся бур­жуа» Э. Тол­ле­ра и В. Га­зенк­ле­ве­ра по мо­ти­вам «Ме­ща­ни­на во дво­рян­ст­ве» Моль­е­ра (1929, «Лес­синг-теа­тер»), «Спор о сер­жан­те Гри­ше» А. Цвей­га (1930, «Теа­тер ам Нол­лен­дор­ф­п­лац»), «Ури­ель Ако­ста» К. Гуц­ко­ва (1930, те­атр «Га­би­ма»). Снял филь­мы: «Ев­рей­ское сча­стье» («Ме­на­хем Мен­дель», 1925), «Пес­ня жиз­ни» (1931), «Каз­на мис­те­ра О. Ф.» (1931), «При­клю­че­ния ко­ро­ля Пас­со­ля» (1932). С при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов пе­ре­ехал в Па­риж, где ра­бо­тал в опер­ном те­ат­ре, а так­же по­ста­вил филь­мы «Мо­с­ков­ские ве­че­ра» (1934), «Та­рас Буль­ба» (1935).

Лит.: Burko F. The Soviet Yiddish theatre in the twenties. Carbondale, 1978; Ива­нов В. Пет­ро­град­ские се­зо­ны Ев­рей­ско­го ка­мер­но­го те­ат­ра // Ис­кус­ст­во­зна­ние. 1998. № 2; он же. Ев­ро­пей­ские га­ст­ро­ли на фо­не «во­про­са о даль­ней­шем су­ще­ст­во­ва­нии» ГОСЕТа // Мне­мо­зи­на. До­ку­мен­ты и фак­ты из ис­то­рии оте­че­ст­вен­но­го те­ат­ра XX в. М., 2000. Вып. 2.

Вернуться к началу