СА́НИН АЛЕКСАНДР АКИМОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СА́НИН (наст. фам. Шенберг) Александр Акимович [3(15).4.1869, Москва – 8.5.1956, Рим], рос. актёр, режиссёр, педагог. В 1895 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. Сценич. деятельность начал под рук. К. С. Станиславского – в Алексеевском любительском кружке (1887/88), затем в Об-ве иск-ва и лит-ры (в 1888–98, сначала под псевд. Бежин, потом С.; в 1895 дебютировал как режиссёр). В 1898–1902 один из ближайших помощников Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в МХТ, сорежиссёр Станиславского в спектаклях «Царь Фёдор Иоаннович» (1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899) А. К. Толстого, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана (1898), «Снегурочка» А. Н. Островского (1900) и др. Постановка С. трагедии «Антигона» Софокла (1899) была одной из ранних попыток соединить принципы условного и психологич. театра. Сыграл Луп-Клешнина («Царь Фёдор Иоаннович»), Захарьина-Юрьева («Смерть Иоанна Грозного»), Фокерата-отца («Одинокие» Гауптмана) и др. В 1902–07 в петерб. Александринском театре, где, бережно относясь к традициям актёрского иск-ва, пытался внедрить постановочную культуру и творч. принципы МХТ: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1902), «Горячее сердце» (1904) и «Сердце не камень» (1905) – все Островского, «Привидения» Г. Ибсена (1907) и др. Работал в С.-Петербурге (Старинный театр, Новый драматич. театр) и Москве [Моск. драматич. театр, Малый театр, Драматич. театр (быв. Театр Корша)]. В своих постановках стремился к историч. достоверности; массовые сцены строил динамично, ярко, иногда излишне натуралистично. В 1901 преподавал в школе при МХТ; в 1902–12 на драматич. курсах при С.-Петерб. театральном уч-ще и разл. частных петерб. курсах (среди учеников – К. А. Зубов, Е. М. Шатрова). Выступал как кинорежиссёр. Самая значит. работа – «Поликушка» по Л. Н. Толстому (1919, вып. 1922). Деятельность оперного режиссёра начал в Русских сезонах. В рамках антрепризы Русский балет Дягилева поставил оперу «Соловей» И. Ф. Стравинского (1914, Лондон). Ставил оперы в антрепризе Н. Н. Фигнера (1910–12, петерб. Нар. дом; св. 10 рус. опер), Свободном театре в Москве (премьера «Сорочинской ярмарки» М. П. Мусоргского, 1913), моск. Большом театре («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1920; «Кармен» Ж. Бизе, 1922).
В 1922 эмигрировал. Начиная с 1923 ставил оперы на зарубежной сцене: в Парижской опере, в театрах «Реал» (Мадрид), «Лисео» (Барселона), «Колон» (Буэнос-Айрес), «Ла Скала» (Милан), «Сан-Карло» (Неаполь), в «Метрополитен-опере» (Нью-Йорк) и др., первоначально это были гл. обр. рус. оперы, в дальнейшем – произведения мировой оперной классики и совр. зарубежных авторов. В постановках С. участвовали дирижёры А. Тосканини, А. Коутс, Т. Серафин, певцы Б. Джильи, Т. Скипа, Т. Даль Монте, Б. Христов, М. Каллас и др.