Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́НИН АЛЕКСАНДР АКИМОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 319-320

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СА́НИН (наст. фам. Шен­берг) Алек­сандр Аки­мо­вич [3(15).4.1869, Мо­ск­ва – 8.5.1956, Рим], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог. В 1895 окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Моск. ун-та. Сце­нич. дея­тель­ность на­чал под рук. К. С. Ста­ни­слав­ско­го – в Алек­се­ев­ском лю­би­тель­ском круж­ке (1887/88), за­тем в Об-ве иск-ва и лит-ры (в 1888–98, сна­ча­ла под псевд. Бе­жин, по­том С.; в 1895 де­бю­ти­ро­вал как ре­жис­сёр). В 1898–1902 один из бли­жай­ших по­мощ­ни­ков Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко в МХТ, со­ре­жис­сёр Ста­ни­слав­ско­го в спек­так­лях «Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» (1898) и «Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» (1899) А. К. Тол­сто­го, «По­то­нув­ший ко­ло­кол» Г. Га­упт­ма­на (1898), «Сне­гу­роч­ка» А. Н. Ост­ров­ско­го (1900) и др. По­ста­нов­ка С. трагедии «Ан­ти­го­на» Со­фок­ла (1899) бы­ла од­ной из ран­них по­пы­ток со­еди­нить прин­ци­пы ус­лов­но­го и пси­хо­ло­гич. те­ат­ра. Сыг­рал Луп-Клеш­ни­на («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич»), За­харь­и­на-Юрь­е­ва («Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го»), Фо­ке­ра­та-от­ца («Оди­но­кие» Га­упт­ма­на) и др. В 1902–07 в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре, где, бе­реж­но от­но­сясь к тра­ди­ци­ям ак­тёр­ско­го иск-ва, пы­тал­ся вне­дрить по­ста­но­воч­ную куль­ту­ру и творч. прин­ци­пы МХТ: «Дмит­рий Са­мо­зва­нец и Ва­си­лий Шуй­ский» (1902), «Го­ря­чее серд­це» (1904) и «Серд­це не ка­мень» (1905) – все Ост­ров­ско­го, «При­ви­де­ния» Г. Иб­се­на (1907) и др. Ра­бо­тал в С.-Пе­тер­бур­ге (Ста­рин­ный те­атр, Но­вый дра­ма­тич. те­атр) и Мо­ск­ве [Моск. дра­ма­тич. те­атр, Ма­лый те­атр, Дра­ма­тич. те­атр (быв. Те­атр Кор­ша)]. В сво­их по­ста­нов­ках стре­мил­ся к ис­то­рич. дос­то­вер­но­сти; мас­со­вые сце­ны стро­ил ди­на­мич­но, яр­ко, ино­гда из­лиш­не на­ту­ра­ли­стич­но. В 1901 пре­по­да­вал в шко­ле при МХТ; в 1902–12 на дра­ма­тич. кур­сах при С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще и разл. ча­ст­ных пе­терб. кур­сах (сре­ди уче­ни­ков – К. А. Зу­бов, Е. М. Шат­ро­ва). Вы­сту­пал как ки­но­ре­жис­сёр. Са­мая зна­чит. ра­бо­та – «По­ли­куш­ка» по Л. Н. Тол­сто­му (1919, вып. 1922). Дея­тель­ность опер­но­го ре­жис­сё­ра на­чал в Рус­ских се­зо­нах. В рам­ках ан­тре­при­зы Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва по­ста­вил опе­ру «Со­ло­вей» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1914, Лон­дон). Ста­вил опе­ры в ан­тре­при­зе Н. Н. Фиг­не­ра (1910–12, пе­терб. Нар. дом; св. 10 рус. опер), Сво­бод­ном те­ат­ре в Мо­ск­ве (пре­мье­ра «Со­ро­чин­ской яр­мар­ки» М. П. Му­сорг­ско­го, 1913), моск. Боль­шом те­ат­ре («Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на, 1920; «Кар­мен» Ж. Би­зе, 1922).

В 1922 эмиг­ри­ро­вал. На­чи­ная с 1923 ста­вил опе­ры на за­ру­беж­ной сце­не: в Па­риж­ской опе­ре, в те­ат­рах «Ре­ал» (Мад­рид), «Ли­сео» (Бар­се­ло­на), «Ко­лон» (Бу­энос-Ай­рес), «Ла Ска­ла» (Ми­лан), «Сан-Кар­ло» (Не­аполь), в «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ре» (Нью-Йорк) и др., пер­во­на­чаль­но это бы­ли гл. обр. рус. опе­ры, в даль­ней­шем – про­из­ве­де­ния ми­ро­вой опер­ной клас­си­ки и совр. за­ру­беж­ных ав­то­ров. В по­ста­нов­ках С. уча­ст­во­ва­ли ди­ри­жё­ры А. Тос­ка­ни­ни, А. Ко­утс, Т. Се­ра­фин, пев­цы Б. Джи­льи, Т. Ски­па, Т. Даль Мон­те, Б. Хри­стов, М. Кал­лас и др.

Лит.: Кин­куль­ки­на Н. М. А. Са­нин: жизнь и твор­че­ст­во. М., 2001.

Вернуться к началу