Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИ́ГНЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Н. Парфёнова

ФИ́ГНЕР, рос. пев­цы, суп­ру­ги. Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич [9(21).2.1857, Ма­ма­дыш Ка­зан­ской губ. – 13.12.1918, Ки­ев], те­нор, со­лист Е. И. В. (1895), д. стат. сов. (1912). Брат В. Н. Фиг­нер. Учил­ся в С.-Пе­тер­бур­ге в Мор­ском кор­пу­се (1874–78) и в конс. (с 1879, у В. М. Са­му­ся и Ж. Эве­рар­ди, кур­са не окон­чил). С 1881 брал уро­ки в Ми­ла­не, Ниц­це (у Ф. Лам­пер­ти), Не­апо­ле, в 1882 де­бю­тиро­вал в те­ат­ре «Сан-Кар­ло». В 1882–87 вы­сту­пал в Ита­лии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ис­па­нии, Лат. Аме­ри­ке в итал. и франц. клас­сич. опер­ном ре­пер­туа­ре. В 1887–1903 со­лист пе­терб. Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра: де­бю­ти­ро­вал в пар­тии Ра­да­ме­са («Аи­да» Дж. Вер­ди), пер­вый ис­пол­ни­тель пар­тий Гер­ма­на (1890) и Во­де­мо­на (1892; «Пи­ко­вая да­ма» и «Ио­лан­та» П. И. Чай­ков­ско­го), пер­вый ис­пол­ни­тель на рус. сце­не пар­тий Отел­ло («Отел­ло» Вер­ди, 1887) и Ка­ва­ра­дос­си («Тос­ка» Дж. Пуч­чи­ни, 1902). В 1910–15 ди­рек­тор, худ. рук., со­лист, ре­жис­сёр опер­ной труп­пы На­род­но­го до­ма в С.-Пе­тер­бур­ге (Пет­ро­гра­де). В 1915 по­ки­нул опер­ную сце­ну.

Его же­на (в 1889–1904) Ме­дея Ива­нов­на Фиг­нер (до 1889 вы­сту­па­ла под фа­ми­ли­ей Мей, Mei; 4.4.1859, Фло­рен­ция – 8.7.1952, Па­риж), мец­цо-со­пра­но, за­тем со­пра­но, со­ли­ст­ка Е. И. В. (1895), засл. арт. Рес­пуб­ли­ки (1926). По на­цио­наль­но­сти италь­ян­ка. С 1873 обу­ча­лась во Фло­рен­тий­ской конс. у Ф. Бьян­ки, Г. Па­ноф­ки, од­но­вре­мен­но бра­ла уро­ки пе­ния у К. Ка­роц­ци-Цук­ки. На кон­церт­ной и опер­ной сце­не с 1875. Вы­сту­па­ла в те­ат­рах Ита­лии, Ве­ли­ко­бри­та­нии (1887, лон­дон­ский «Ко­вент-Гар­ден», вме­сте с Н. Н. Фиг­не­ром), Ис­па­нии, Лат. Аме­ри­ки, про­сла­ви­лась в итал. ре­пер­туа­ре. В 1887–1912 со­ли­ст­ка Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра: де­бю­ти­ро­ва­ла в пар­тии Ва­лен­ти­ны («Гу­ге­но­ты» Дж. Мей­ер­бе­ра, в ан­самб­ле с Н. Н. Фиг­не­ром), пер­во­на­чаль­но пе­ла на итал. яз.; пер­вая пар­тия, ис­пол­нен­ная по-рус­ски, – Тать­я­на («Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го, 1889). Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тий Ли­зы («Пи­ко­вая да­ма», 1890), Ио­лан­ты («Ио­лан­та», 1892), пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца на рус. сце­не пар­тий Брун­гиль­ды (1900, «Валь­ки­рия» Р. Ваг­не­ра), Тос­ки (1902, «Тос­ка»). В 1908 га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в Япо­нии. В 1930 уе­ха­ла из СССР, с 1931 жи­ла в Па­ри­же. Ав­тор вос­по­ми­на­ний (1912).

Лит.: Н. Н. Фиг­нер: Вос­по­ми­на­ния. Пись­ма. Ма­те­риа­лы. Л., 1968; Гри­нев Н. М. Мей-Фиг­нер // Ме­ло­дия. 1984. № 2.

Вернуться к началу