ТОСКАНИ́НИ АРТУРО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОСКАНИ́НИ (Toscanini) Артуро (25.3.1867, Парма – 16.1.1957, Нью-Йорк), итал. дирижёр. Один из крупнейших дирижёров 1-й пол. 20 в. Из семьи портного. Окончил Пармскую конс. по классу виолончели Л. Карини (1885), играл в оркестре Пармской оперы. Дирижёрскую карьеру начал в 1886 в Рио-де-Жанейро, где гастролировал как виолончелист в составе оркестра передвижной итал. оперной труппы, в срочном порядке заменив дирижёра (опера «Аида» Дж. Верди). В 1887 в качестве виолончелиста участвовал в мировой премьере оперы «Отелло» Верди (творч. контакты Т. и Верди, который впоследствии высоко оценил дирижёрский талант Т., продолжались до конца жизни композитора). С того же года дирижировал в итал. оперных театрах (впервые – в Турине), среди постановок – мировые премьеры опер «Паяцы» Р. Леонкавалло (Милан, 1892) и «Богема» Дж. Пуччини (Турин, 1896). В 1895–98 муз. рук. оперного театра в Турине, в 1896 возглавил Гор. симфонич. оркестр, с которым в 1898 дал серию из 44 концертов. В 1898–1903, 1906–08 гл. дирижёр миланского театра «Ла Скала», дирижировал в т. ч. итал. премьерами опер Р. Штрауса, К. Дебюсси. В 1908–15 гл. дирижёр «Метрополитен-оперы» (Нью-Йорк); здесь под упр. Т. состоялись мировая премьера оперы «Девушка с Запада» Пуччини (1910), амер. премьеры опер «Армида» К. В. Глюка (1910) и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1913). В 1920–29 гл. дирижёр реорганизованного театра «Ла Скала», сформировал новые оркестр и хор, с которыми гастролировал по Италии, США и Канаде. В кон. 1910-х гг. симпатизировал идеям итал. нацизма, но вскоре радикально изменил свои взгляды: в 1926, после мировой премьеры оперы Пуччини «Турандот» в «Ла Скала», отказался исполнять нацистский гимн «Giovinezza». В 1933 отказался участвовать в Байрёйтском фестивале (дирижировал там в 1930–1931), а в 1938 – и в Зальцбургском (дирижировал в 1934–37). В 1928–36 худ. рук. Нью-Йоркского филармонич. оркестра (в кон. 1920-х гг. совм. с В. Менгельбергом), в 1930 с большим успехом гастролировал с ним по Европе. В 1937–1954 возглавлял вновь созданный Оркестр Эн-Би-Си (NBC; Нац. радиовещательная корпорация США), с которым гастролировал в Сев. и Юж. Америке, много выступал по радио и записывался на грампластинки. Последний концерт Т. (с оркестром Эн-Би-Си) состоялся в 1954.
Наиболее значителен вклад Т. в историю итал. оперного исполнительства: под его руководством в «Ла Скала» значительно вырос уровень ансамблевой дисциплины и актёрского мастерства. От всех своих современников Т. отличался фанатич. приверженностью авторскому тексту; обладал исключит. муз. слухом и памятью. Т. прославился особым перфекционизмом в осуществлении муз.-исполнительского замысла, высокой требовательностью к себе, певцам и оркестрантам, а также к публике (в зрительном зале ввёл в практику выключение света и обязал дам снимать головные уборы, пресекал «бисы» певцов).