Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЙРЁЙТСКИЙ ФЕСТИВА́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 666

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова, В. М. Паппе

БАЙРЁЙТСКИЙ ФЕСТИВА́ЛЬ, пер­вый в ис­то­рии и один из са­мых зна­ме­ни­тых опер­ных фес­ти­ва­лей. Ор­га­ни­зо­ван для ис­пол­не­ния опер Р. Ваг­не­ра в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ном при фи­нан­со­вой под­держ­ке ко­ро­ля Ба­ва­рии Люд­ви­га II Фес­ти­валь­ном те­ат­ре (так­же Дом тор­же­ст­вен­ных пред­став­ле­ний – Фе­ст­ш­пиль­ха­ус; 1872–76, арх. О. Брю­к­вальд, инж. К. Брандт, по за­мыс­лу Ваг­не­ра, с ис­поль­зо­ва­ни­ем ар­хит. идей Г. Зем­пе­ра). В зри­тель­ном за­ле те­ат­ра вме­сто тра­ди­ци­он­ной ярус­ной сис­те­мы ис­поль­зо­ва­ны вее­ро­об­раз­но рас­хо­дя­щие­ся ря­ды кре­сел. Бо­ко­вые сте­ны оформ­ле­ны вы­сту­паю­щи­ми пи­ло­на­ми с ко­лон­на­ми ко­ринф­ско­го ор­де­ра, пла­фон рас­пи­сан лёг­ким ан­ти­ки­зи­рую­щим ор­на­мен­том. Ор­ке­ст­ро­вая яма рас­по­ло­же­на на зна­чит. глу­би­не – так, что­бы ор­кестр ос­та­вал­ся прак­ти­че­ски не­ви­ди­мым зри­те­лю (по мыс­ли Ваг­не­ра, «эта мис­ти­че­ская безд­на» по­мо­га­ла «от­де­лить ре­аль­ное от иде­аль­но­го»). Осо­бая кон­ст­рук­ция де­рев. по­тол­ка де­ла­ет аку­сти­ку те­ат­ра уни­каль­ной. Те­атр от­крыл­ся в 1876 пре­мье­рой тет­ра­ло­гии «Коль­цо ни­бе­лун­га» в по­ста­нов­ке ав­то­ра (ди­ри­жёр Х. Рих­тер). С 1882 Б. ф. про­во­дит­ся еже­год­но (с пе­ре­ры­ва­ми в 1914–24 и 1944–51). Ди­рек­то­ра­ми фес­ти­ва­ля и ре­жис­сё­ра­ми мн. по­ста­но­вок ос­та­ют­ся по­том­ки Ваг­не­ра. Все­мир­ную сла­ву по­лу­чил бла­го­да­ря уча­стию круп­ней­ших ди­ри­жё­ров: Ф. Мот­ля, Р. Штрау­са, К. Му­ка, В. Фурт­венг­ле­ра, Г. Абен­д­рота, А. Тос­ка­ни­ни, Х. Кнап­пер­тс­бу­ша, К. Бё­ма, В. За­вал­ли­ша и др. Боль­шую роль в раз­ви­тии Б. ф. как од­но­го из цен­тров но­ва­тор­ской опер­ной ре­жис­су­ры сыг­рал реж. Х. Тить­ен, кон­цеп­ту­аль­но но­вые по­ста­нов­ки «Коль­ца ни­бе­лун­га» осу­ще­ст­в­ле­ны в 1976 (реж. П. Ше­ро, ди­ри­жёр П. Бу­лез), 1983 (реж. П. Холл, ди­ри­жёр Г. Шол­ти), 1988 (реж. Г. Куп­фер, ди­ри­жёр Д. Ба­рен­бойм), 1994 (реж. А. Кирх­нер, ди­ри­жёр Д. Ли­вайн), 2000 (реж. Ю. Флимм, ди­ри­жёр Дж. Си­но­по­ли). Др. опе­ры Ваг­не­ра ста­ви­ли ре­жиссёры А. Эвер­динг, Г. Фрид­рих, Ж. П. Пон­нель, Х. Мюл­лер, Ф. Ар­ло.

Вернуться к началу