ЗЕ́МПЕР ГОТФРИД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́МПЕР (Semper) Готфрид (29.11.1803, Альтона, ныне в черте Гамбурга – 15.5.1879, Рим), нем. архитектор, теоретик иск-ва. Изучал математику и историю в ун-те Гёттингена (с 1823), архитектуру в АХ в Мюнхене и в архит. школе Ф. К. Гау (1826–30) в Париже. Между 1830 и 1833 совершил путешествия по югу Франции, Италии и Греции, где исследовал остатки полихромии на древних памятниках. Участник революц. событий 1849, после которых жил и работал в эмиграции (во Франции, а также в Лондоне, Цюрихе, Вене, Риме). Крупный представитель архитектуры историзма. Осн. произведения в стилистике итал. Возрождения и барокко: павильоны Виллы Доннер (1834) в Альтоне; Вилла Роза (1838), синагога (1838–40), дворец Оппенгейм (1845–48; все не сохр.) в Дрездене, здание Дрезденской картинной галереи (1847–56); Политехникум (строился с 1860; ныне Высшая технич. школа) в Цюрихе; Ратуша (1865–1870) в Винтертуре; Вилла Гарбальд (1862–64) в Кастасенье (Швейцария, кантон Граубюнден) и др. Автор инновационных театральных зданий Дрезденской оперы (т. н. Земперовская опера; 1838–41; 1871–78; разрушено в 1945, воссоздано в 1985), «Бургтеатр» в Вене (1874–88, при участии арх. К. Хазенауэра), неосуществлённого проекта Фестшпильхауса в Мюнхене (1866, создан по инициативе Р. Вагнера, положен в основу проекта Фестшпильхауса в Байрёйте; см. Байрёйтский фестиваль). В крупных градостроит. композициях З. стремился воплотить идею форума: проекты для Гамбурга (1842), Цюриха (1858; оба не осуществлены), Кайзерфорума в Вене (1869; осуществлён частично, в т. ч. при участии Хазенауэра построены здания Худож.-историч. и Естеств.-историч. музеев, 1872–81).
Как теоретик З. обращался к концепциям и методам совр. науки (к учению Ж. Кювье о типах строения животных, теории историч. прогресса Г. В. Ф. Гегеля и др.). Рассматривал «промышленные искусства» (ткачество, гончарное, кузнечное, плотницкое и каменное дело) с технич., стилистич. и историч. точек зрения; считал, что логика формообразования в них определяется функцией, приёмами обработки и свойствами материала. Выступал с программами по реформе худож. образования. Его труды оказали большое влияние на следующее поколение архитекторов и мастеров прикладного иск-ва. В 1834–49 проф. дрезденской АХ (ввёл курсы истории архитектуры и типологии зданий), в 1852–1855 проф. лондонской Школы прикладного иск-ва (по приглашению Г. Коула, организатора Всемирной выставки 1851 в Лондоне), в 1855–71 проф. цюрихского Политехникума, директор Строительной школы в Вене (1871–77).