Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕ́МПЕР ГОТФРИД

Авторы: А. Н. Шукурова
Г. Земпер. Здание Политехникума (Высшей технической школы) в Цюрихе. Фрагмент фасада. Строилось с 1860.

ЗЕ́МПЕР (Semper) Гот­фрид (29.11.1803, Аль­то­на, ны­не в чер­те Гам­бур­га – 15.5.1879, Рим), нем. ар­хи­тек­тор, тео­ре­тик иск-ва. Изу­чал ма­те­ма­ти­ку и ис­то­рию в ун-те Гёт­тин­ге­на (с 1823), ар­хи­тек­ту­ру в АХ в Мюн­хе­не и в ар­хит. шко­ле Ф. К. Гау (1826–30) в Па­ри­же. Ме­ж­ду 1830 и 1833 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вия по югу Фран­ции, Ита­лии и Гре­ции, где ис­сле­до­вал ос­тат­ки по­ли­хро­мии на древ­них па­мят­ни­ках. Уча­ст­ник ре­во­люц. со­бы­тий 1849, по­сле ко­то­рых жил и ра­бо­тал в эмиг­ра­ции (во Фран­ции, а так­же в Лон­до­не, Цю­ри­хе, Ве­не, Ри­ме). Круп­ный пред­ста­ви­тель ар­хи­тек­туры ис­то­риз­ма. Осн. про­из­ве­де­ния в сти­ли­сти­ке итал. Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко: па­виль­о­ны Вил­лы Дон­нер (1834) в Аль­то­не; Вил­ла Ро­за (1838), си­на­го­га (1838–40), дво­рец Оп­пен­гейм (1845–48; все не сохр.) в Дрез­де­не, зда­ние Дрез­ден­ской кар­тин­ной га­ле­реи (1847–56); По­ли­тех­ни­кум (стро­ил­ся с 1860; ны­не Выс­шая тех­нич. шко­ла) в Цю­ри­хе; Ра­ту­ша (1865–1870) в Вин­тер­ту­ре; Вил­ла Гар­бальд (1862–64) в Кас­та­се­нье (Швей­ца­рия, кан­тон Грау­бюн­ден) и др. Ав­тор ин­но­ва­ци­он­ных те­ат­раль­ных зда­ний Дрез­ден­ской опе­ры (т. н. Зем­пе­ров­ская опе­ра; 1838–41; 1871–78; раз­ру­ше­но в 1945, вос­соз­да­но в 1985), «Бур­гтеа­тр» в Ве­не (1874–88, при уча­стии арх. К. Ха­зе­нау­эра), не­осу­ще­ст­в­лён­но­го про­ек­та Фе­ст­ш­пиль­хау­са в Мюн­хе­не (1866, соз­дан по ини­циа­ти­ве Р. Ваг­не­ра, по­ло­жен в ос­но­ву про­ек­та Фе­ст­ш­пиль­хау­са в Бай­рёй­те; см. Бай­рёйт­ский фес­ти­валь). В круп­ных гра­до­стро­ит. ком­по­зи­ци­ях З. стре­мил­ся во­пло­тить идею фо­ру­ма: про­ек­ты для Гам­бур­га (1842), Цю­ри­ха (1858; оба не осу­ще­ст­в­ле­ны), Кай­зер­фо­ру­ма в Ве­не (1869; осу­ще­ст­в­лён час­тич­но, в т. ч. при уча­стии Ха­зе­нау­эра по­строе­ны зда­ния Ху­дож.-ис­то­рич. и Ес­теств.-ис­то­рич. му­зе­ев, 1872–81).

Как тео­ре­тик З. об­ра­щал­ся к кон­цеп­ци­ям и ме­то­дам совр. нау­ки (к уче­нию Ж. Кю­вье о ти­пах строе­ния жи­вот­ных, тео­рии ис­то­рич. про­грес­са Г. В. Ф. Ге­ге­ля и др.). Рас­смат­ри­вал «про­мыш­лен­ные ис­кус­ст­ва» (тка­че­ст­во, гон­чар­ное, куз­неч­ное, плот­ниц­кое и ка­мен­ное де­ло) с тех­нич., сти­ли­стич. и ис­то­рич. то­чек зре­ния; счи­тал, что ло­ги­ка фор­мо­об­ра­зо­ва­ния в них оп­ре­де­ля­ет­ся функ­ци­ей, приё­ма­ми об­ра­бот­ки и свой­ст­ва­ми ма­те­риа­ла. Вы­сту­пал с про­грам­ма­ми по ре­фор­ме ху­дож. об­ра­зо­ва­ния. Его тру­ды ока­за­ли боль­шое влия­ние на сле­дую­щее по­ко­ле­ние ар­хи­тек­то­ров и мас­те­ров при­клад­но­го иск-ва. В 1834–49 проф. дрез­ден­ской АХ (ввёл кур­сы ис­то­рии ар­хи­тек­ту­ры и ти­по­ло­гии зда­ний), в 1852–1855 проф. лон­дон­ской Шко­лы при­клад­но­го иск-ва (по при­гла­ше­нию Г. Ко­ула, ор­га­ни­за­то­ра Все­мир­ной вы­став­ки 1851 в Лон­до­не), в 1855–71 проф. цю­рих­ско­го По­ли­тех­ни­ку­ма, ди­рек­тор Строи­тель­ной шко­лы в Ве­не (1871–77).

Соч.: Vorläufige Bemerkungen über bemalte Architektur und Plastik bei den Alten. Altona, 1834; Die Anwendung der Farben in der Ar­chitektur und Plastik. Dresden, 1836; Die vier Elemente der Baukunst. Braunschweig, 1851; Wissenschaft, Industrie und Kunst. Braun­schweig, 1852. B., 1966; Der Stil in den tech­ni­schen und tektonischen Künsten, oder prak­ti­sche Ästhetik. Fr./M., 1860–1863. Bd 1–2. Münch., 1978–1979; Über Baustyle. Z., 1869; Kleine Schriften. B., 1884. Mittenwald, 1979; Прак­ти­че­ская эс­те­ти­ка. М., 1970; London lectures. L., 1983–1986. Vol. 1–4.

Лит.: Ettlinger L. G. Semper und die Antike. Halle, 1937; Stockmeyer E. G. Sempers Kunst­theorie. Z., 1939; Quitzsch H. Die ästheti­schen Anschauungen G. Sempers. B., 1962; Herr­mann W. Semper: In search of archi­tecture. Camb. (Mass.), 1984; Lau­del H. G. Semper: Architektur und Stil. Dres­den, 1991; Mall­grave H. F. G. Semper: ar­chi­tect of the nine­teenth century. New Haven; L., 1996; G. Sem­per / Hrsg. W. Ner­dinger, W. Oeshslin. Mü nch.; Z., 2003; Hvat­tum M. G. Semper and the prob­lem of histori­cism. Camb., 2004; G. Sem­per. Die mo­derne Re­nais­sance der Künste / Hrsg. H. Karge. B., 2006.

Вернуться к началу