Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАТРО́ВА ЕЛЕНА МИТРОФАНОВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 707

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШАТРО́ВА Еле­на Мит­ро­фа­нов­на [19(31).5.1892, Мо­ск­ва – 15.7.1976, там же], рос. ак­три­са, нар. арт. СССР (1968). Же­на Н. М. Ра­ди­на. В 1912 окон­чи­ла ча­ст­ную те­ат­раль­ную шко­лу в С.-Пе­тер­бур­ге (сре­ди пе­да­го­гов А. А. Са­нин) и при­гла­ше­на Н. Н. Си­нель­ни­ко­вым в его труп­пу (ра­бо­та­ла до 1915): Ва­ря («Ди­кар­ка» А. Н. Ост­ров­ско­го и Н. Я. Со­ловь­ё­ва), Ли­за («Дво­рян­ское гнез­до» по И. С. Тур­ге­не­ву), Офе­лия («Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Ни­на За­реч­ная, Са­ша, Со­ня, Ири­на («Чай­ка», «Ива­нов», «Дя­дя Ва­ня», «Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва). В 1918–32 (с пе­ре­ры­ва­ми; се­зон 1924/25 в Те­ат­ре МГСПС в Мо­ск­ве, се­зон 1927/28 в Крас­но­да­ре) в быв. Кор­ша те­ат­ре: Не­ги­на («Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» Ост­ров­ско­го), Ма­рья Ан­то­нов­на («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Бе­ат­ри­че, Ка­та­ри­на («Мно­го шу­ма из ни­че­го», «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» Шек­спи­ра), Эли­за Ду­литл («Пиг­ма­ли­он» Б. Шоу), Сю­зи («Бо­ло­то» М. Пань­о­ля и П. Ни­вуа) и др. В сце­нич. ду­эте с Ра­ди­ным де­мон­ст­ри­ро­ва­ла ко­ме­дий­ный блеск, вир­ту­оз­ное мас­тер­ст­во сло­вес­ных ду­этов-по­един­ков. С 1932 до кон­ца жиз­ни в моск. Ма­лом те­ат­ре: ле­ди Маль­бо­ро и ко­ро­ле­ва Ан­на («Ста­кан во­ды» Э. Скри­ба), Па­но­ва («Лю­бовь Яро­вая» К. А. Тре­нё­ва), На­та­лия Дмит­ри­ев­на («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Ма­мае­ва, Ко­рин­ки­на, Ку­куш­ки­на, Апол­ли­на­рия Пан­фи­лов­на («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты», «Без ви­ны ви­но­ва­тые», «До­ход­ное ме­сто», «Серд­це не ка­мень» Ост­ров­ско­го) и др. Ак­три­са ши­ро­ко­го диа­па­зо­на – от глу­бо­ко­го дра­ма­тиз­ма до яр­ко­го ко­миз­ма – Ш. ста­ра­лась сде­лать жи­вы­ми и объ­ём­ны­ми схе­ма­тич­ные «по­ло­жи­тель­ные» об­ра­зы Ми­ля­ги­ной («Ве­ли­кая си­ла» Б. С. Ро­ма­шо­ва; Гос. пр. СССР, 1948), Гри­нё­вой («Мо­с­ков­ский ха­рак­тер» А. В. Соф­ро­но­ва; Гос. пр. СССР, 1949). Тон­кая на­блю­да­тель­ность, сдер­жан­ность внеш­них сред­ств, дос­то­вер­ность, свойст­вен­ные Ш. на про­тя­же­нии всей творч. жиз­ни, дос­тиг­ли вер­ши­ны в по­след­ней ро­ли – Но­во­сё­ло­вой в те­ле­спек­так­ле «Фи­ал­ка» по В. П. Ка­тае­ву. Сни­ма­лась в ки­но. C 1964 зам. пред. Пре­зи­диу­ма Со­ве­та ВТО. На­гра­ж­де­на ор­де­на­ми Ле­ни­на (1949, 1972).

Соч.: Жизнь моя – те­атр. 2-е изд. М., 1988.

Лит.: Ду­ры­лин С. Н., Клин­чин А. П. Е. М. Шат­ро­ва. М., 1958.

Вернуться к началу