Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́РША ТЕА́ТР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 401

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КО́РША ТЕА́ТР, ча­ст­ный те­атр в Мо­ск­ве. Воз­ник в 1882 по­сле ли­к­ви­да­ции Дра­ма­тич. те­ат­ра А. А. Брен­ко (Пуш­кин­ско­го те­ат­ра), ве­ду­щие ак­тё­ры ко­то­ро­го во гла­ве с М. И. Пи­са­ре­вым и В. Н. Ан­д­рее­вым-Бур­ла­ком соз­да­ли Рус. дра­ма­тич. те­атр, при­гла­сив рас­по­ря­ди­те­лем ан­тре­пре­нё­ра и дра­ма­тур­га-пе­ре­во­дчи­ка Ф. А. Кор­ша [10(22).4.1852 – 28.10.1923]. В пер­вый се­зон К. т. имел труп­пу и ре­пер­ту­ар, сло­жив­шие­ся в Пуш­кин­ском те­ат­ре. В 1883 Корш вы­тес­нил Писа­ре­ва и Ан­д­рее­ва-Бур­ла­ка и стал хо­зяи­ном де­ла. В 1885 те­атр по­лу­чил по­ме­ще­ние, вы­стро­ен­ное В. А. и А. А. Бах­ру­ши­ны­ми в Бо­го­слов­ском пер. (ны­не Пет­ров­ский пер.; в этом зда­нии рас­по­ло­жен Те­атр На­ций); ре­жис­сё­ры М. В. Аг­ра­мов (в 1885–87 и 1889–91) и Н. Н. Со­лов­цов (в 1887–89) пы­та­лись при­дать К. т. чер­ты «сво­бод­но­го те­ат­ра», ре­шаю­ще­го серь­ёз­ные ху­дож. за­да­чи. Аг­ра­мов по­ста­вил «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва (1886) в кос­тю­мах и де­ко­ра­ци­ях гри­бое­дов­ской эпо­хи, Со­лов­цов – «Ива­но­ва» А. П. Че­хо­ва (1887), на­пи­сан­но­го ав­то­ром для К. т. В обо­их спек­так­лях уча­ст­во­вал В. Н. Да­вы­дов, ра­бо­тав­ший в К. т. в 1886–88. Про­све­ти­тель­ное зна­че­ние име­ли де­шё­вые ут­рен­ни­ки с клас­сич. ре­пер­туа­ром для уча­щих­ся. В раз­ные го­ды в К. т. иг­ра­ли: М. Т. Ива­нов-Ко­зель­ский, Н. П. Ро­щин-Ин­са­ров, А. А. Яб­лоч­ки­на, П. Н. Ор­ле­нев, И. М. Мо­ск­вин, Л. М. Ле­о­ни­дов, А. А. Ос­ту­жев, К. Н. и А. М. Яков­ле­вы, П. В. Са­мой­лов, М. М. Блю­мен­таль-Та­ма­ри­на и др. Те­атр ори­ен­ти­ровал­ся пре­им. на лёг­кую фар­со­вую ко­ме­дию; ка­ж­дую не­де­лю по пят­ни­цам де­мон­ст­ри­ро­ва­лась оче­ред­ная но­вин­ка. Од­на­ко ста­ви­лись здесь и пье­сы Г. Иб­се­на («Ку­коль­ный дом», 1891; «Враг на­ро­да», 1892), Л. Н. Тол­сто­го («Пло­ды про­све­ще­ния», 1894; «Власть тьмы», 1895), С. А. Най­дё­но­ва («Де­ти Ва­ню­ши­на», 1901) и др. В те­ат­ре ра­бо­та­ли ре­жис­сё­ры: Н. Н. Си­нель­ни­ков (1900–09), А. Л. За­га­ров (1910–1911), Н. Д. Кра­сов (1911–12), А. Л. Зи­новь­ев (1912–13), В. К. Та­ти­щев (1914–1917). В 1918 те­атр ку­пил М. Н. Шлуг­лейт, при­гла­сив худ. рук. Н. М. Ра­ди­на. В труп­пе – А. П. Кто­ров, В. Н. По­по­ва, В. О. То­пор­ков, Е. М. Шат­ро­ва и др. В се­зон 1920/21 К. т. по­лу­чил назв. «3-й те­атр РСФСР. Ко­ме­дия». В се­зон 1925/26 вклю­чён в сеть гос. те­ат­ров Мос­со­ве­та; но­сил назв. «Ко­ме­дия (Б. Корш)», за­тем – Моск. дра­ма­тич. те­атр. Ли­к­ви­ди­ро­ван в 1932. Наи­бо­лее круп­ные ак­тё­ры во­шли в труп­пы Ма­ло­го те­ат­ра, МХАТа и др.

Лит.: Язы­ков Д. Д. Крат­кий очерк 25-лет­ней дея­тель­но­сти Те­ат­ра Ф. А. Кор­ша (1882 г. – 30 авг. 1907 г.). М., 1907; Ще­ти­нин Б. А. Корш и его те­атр // Ис­то­ри­че­ский ве­ст­ник. 1907. № 10; Рус­ская ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра кон. XIX – нач. XX вв. М., 1977. Кн. 3.

Вернуться к началу