Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИВА́НОВ-КОЗЕ́ЛЬСКИЙ МИТРОФАН ТРОФИМОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 649-650

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. Т. Иванов-Козельский в роли Сергея Артамонова («От судьбы не уйдёшь» В. И. Лангаммера).

ИВА́НОВ-КОЗЕ́ЛЬСКИЙ (наст. фам. Ива­нов) Мит­ро­фан Тро­фи­мо­вич [1850, Ки­ев­ская губ. – 15(27).1.1898, С.-Пе­тер­бург], рос. ак­тёр. Окон­чив во­ен. про­гим­на­зию, слу­жил в Жи­то­ми­ре во­ен. пи­са­рем. Там же с 1869 на­чал вы­сту­пать в ме­ст­ном те­ат­ре как ста­тист. Де­бю­ти­ровал в 1872 в Кие­ве, в 1873–74 в Харь­кове впер­вые сыг­рал Гам­ле­та в од­но­им. тра­ге­дии У. Шек­спи­ра. На про­тя­же­нии всей творч. жиз­ни И.-К. про­дол­жал ра­бо­тать над об­ра­зом Гам­ле­та. Он ис­пол­нял эту роль по собств. тек­сту, со­став­лен­но­му из разл. пе­ре­во­дов. В 1874 по ре­ко­мен­да­ции Н. Х. Ры­ба­ко­ва (см. Ры­ба­ко­вы) всту­пил в моск. Об­ще­дос­туп­ный те­атр Ф. М. Уру­со­ва и С. В. Та­неева. С 1876 иг­рал в Пав­лов­ске и др. про­винц. те­ат­рах. В 1880 де­бю­ти­ро­вал в с.-пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре, но за­чис­лен в штат не был. В 1880–83 ра­бо­тал в моск. те­ат­рах А. А. Брен­ко и Ф. А. Кор­ша. С 1883 пре­им. га­ст­ро­ли­ро­вал, не­од­но­крат­но вы­сту­пал на ча­ст­ных сце­нах; для по­ез­док по про­вин­ции не раз соз­да­вал собств. труп­пы. Сре­ди ро­лей: Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Гольд­ман («Бо­га­тырь ве­ка» Н. А. По­те­хи­на), Жа­дов («До­ход­ное ме­сто» А. Н. Ост­ров­ско­го), Франц Мо­ор («Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра), Шей­лок («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец» Шек­спи­ра). Иг­рая пер­со­на­жей, гиб­ну­щих под гнё­том по­все­днев­но­сти, И.-К. со­еди­нял буд­нич­ность сце­нич. по­ве­де­ния с внутр. дра­ма­тиз­мом: Сер­гей Ар­та­мо­нов («От судь­бы не уй­дёшь» В. И. Лан­гам­ме­ра), Не­дых­ля­ев («Кру­чи­на» И. В. Шпа­жин­ско­го), Рож­нов («Го­ре-зло­сча­стие» В. А. Кры­ло­ва), Бе­лу­гин («Же­нить­ба Бе­лу­ги­на» Ост­ров­ско­го и Н. Я. Со­ловь­ё­ва), Чац­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Ива­нов («Ива­нов» А. П. Че­хо­ва). Уход И.-К. со сце­ны в 1895 был вы­зван про­грес­си­ро­вав­шим нерв­ным за­бо­ле­ва­ни­ем. Твор­че­ст­во И.-К. зна­ме­но­ва­ло пе­ре­ход от сце­нич. ге­рои­ки его пред­ше­ст­вен­ни­ков (П. С. Мо­ча­ло­ва и Н. Х. Ры­ба­ко­ва) к ам­п­луа «нев­ра­сте­ни­ка», яр­чай­шим пред­ста­ви­те­лем ко­то­ро­го был уче­ник И.-К. – П. Н. Ор­ле­нев.

Лит.: Си­нель­ни­ков Н. Н. Ше­сть­де­сят лет на сце­не. [1874–1934]. За­пис­ки. [Хар.], 1935; Ве­ли­за­рий М. И. Путь про­вин­ци­аль­ной ак­три­сы. Л.; М., 1938; Мо­ро­зов М. М. Т. Ива­нов-Ко­зель­ский. М., 1947; Да­вы­дов В. Н. Рас­сказ о про­шлом. Л.; М., 1962.

Вернуться к началу