РЫБАКО́ВЫ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЫБАКО́ВЫ, семья рос. актёров.
Николай Хрисанфович [7(19).5.1811, Курск – 15(27).11.1876, Тамбов]. С 1826 в Курском театре, с сезона 1833/34 до 1841 в антрепризе Л. Ю. Млотковского (в Харькове и др.), затем преим. в театрах юж. губерний России и Поволжья. Работал в Москве: в 1852 (Малый театр) и в 1872–76 (Нар. театр на Политехнич. выставке и др.). В 1854 выступил в петерб. Александринском театре (в штат не зачислен). Одна из лучших ранних ролей – Гамлет («Гамлет» У. Шекспира) – создана под влиянием П. С. Мочалова. Обладатель могучего темперамента, в ролях трагических (Карл Моор – «Разбойники» Ф. Шиллера, король Лир – «Король Лир» Шекспира) и бытовых (Вырин – «Станционный смотритель» по А. С. Пушкину) соединял эмоциональную силу с мягкостью красок. Прославленный исполнитель роли Несчастливцева («Лес» А. Н. Островского). Среди лучших ролей также: Брусков, Курослепов («В чужом пиру похмелье», «Горячее сердце» Островского), Простаков, Скотинин («Недоросль» Д. И. Фонвизина), Скалозуб («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Земляника, Яичница («Ревизор», «Женитьба» Н. В. Гоголя). Один из реформаторов рус. провинц. сцены, творч. единомышленник П. М. Садовского (см. Садовские), А. Е. Мартынова и др. крупнейших представителей рус. сценич. реализма.
Его сын – Константин Николаевич (1856–1916). В 1871–81 в провинции и на частных моск. сценах. С 1881 в Малом театре. Реалистич. талант Р. формировался под влиянием отца, А. Н. Островского, Г. Н. Федотовой. Его игра отличалась простотой и естественностью: Кудряш, Незнамов, Васильков, Несчастливцев, Юсов, Кнуров («Гроза», «Без вины виноватые», «Бешеные деньги», «Лес», «Доходное место», «Бесприданница» Островского), Беляев («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), Скалозуб, Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Земляника, Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя), Звездинцев («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого). Утверждал традиционную для рос. театра 19 в. самостоятельность актёрского творчества, не принимал режиссуры, скептически оценивал деятельность МХТ и искания его руководителей.
Актрисами были жена Н. Х. Рыбакова – Паулина Герасимовна (между 1810–20 – 1880-е гг.) и их дочь Ольга Николаевна (ок. 1845 – 1870).