Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЫБАКО́ВЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 110-111

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Н. Х. Рыбаков (справа) в роли Несчастливцева («Лес» А. Н. Островского).

РЫБАКО́ВЫ, се­мья рос. ак­тё­ров.

Ни­ко­лай Хри­сан­фо­вич [7(19).5.1811, Курск – 15(27).11.1876, Там­бов]. С 1826 в Кур­ском те­ат­ре, с се­зо­на 1833/34 до 1841 в ан­тре­при­зе Л. Ю. Млот­ков­ско­го (в Харь­ко­ве и др.), за­тем пре­им. в те­ат­рах юж. гу­бер­ний Рос­сии и По­вол­жья. Ра­бо­тал в Мо­ск­ве: в 1852 (Ма­лый те­атр) и в 1872–76 (Нар. те­атр на По­ли­тех­нич. вы­став­ке и др.). В 1854 вы­сту­пил в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре (в штат не за­чис­лен). Од­на из луч­ших ран­них ро­лей – Гам­лет («Гам­лет» У. Шек­спи­ра) – соз­да­на под влия­ни­ем П. С. Мо­ча­ло­ва. Об­ла­да­тель мо­гу­че­го тем­пе­ра­мен­та, в ро­лях тра­ги­че­ских (Карл Мо­ор – «Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра, ко­роль Лир – «Ко­роль Лир» Шек­спи­ра) и бы­то­вых (Вы­рин – «Стан­ци­онный смот­ри­тель» по А. С. Пуш­ки­ну) со­еди­нял эмо­цио­наль­ную си­лу с мяг­костью кра­сок. Про­слав­лен­ный ис­пол­ни­тель ро­ли Не­сча­ст­лив­це­ва («Лес» А. Н. Ост­ров­ско­го). Сре­ди луч­ших ро­лей так­же: Бру­сков, Ку­ро­сле­пов («В чу­жом пи­ру по­хме­лье», «Го­ря­чее серд­це» Ост­ров­ско­го), Про­ста­ков, Ско­ти­нин («Не­до­росль» Д. И. Фон­ви­зи­на), Ска­ло­зуб («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Зем­ля­ни­ка, Яич­ни­ца («Ре­ви­зор», «Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля). Один из ре­фор­ма­торов рус. про­винц. сце­ны, творч. еди­но­мыш­лен­ник П. М. Са­дов­ско­го (см. Са­дов­ские), А. Е. Мар­ты­но­ва и др. круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей рус. сце­нич. реа­лиз­ма.

К. Н. Рыбаков в роли Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова).

Его сын – Кон­стан­тин Ни­ко­лае­вич (1856–1916). В 1871–81 в про­вин­ции и на ча­ст­ных моск. сце­нах. С 1881 в Ма­лом те­ат­ре. Реа­ли­стич. та­лант Р. фор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем от­ца, А. Н. Ост­ров­ско­го, Г. Н. Фе­до­то­вой. Его иг­ра от­ли­ча­лась про­сто­той и ес­те­ст­вен­но­стью: Куд­ряш, Не­зна­мов, Ва­силь­ков, Не­сча­ст­лив­цев, Юсов, Кну­ров («Гро­за», «Без ви­ны ви­но­ва­тые», «Бе­ше­ные день­ги», «Лес», «До­ход­ное ме­сто», «Бес­при­дан­ни­ца» Ост­ров­ско­го), Бе­ля­ев («Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва), Ска­ло­зуб, Фа­му­сов («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Зем­ля­ни­ка, Город­ни­чий («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Звез­дин­цев («Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го). Ут­вер­ждал тра­ди­ци­он­ную для рос. те­ат­ра 19 в. са­мо­стоя­тель­ность ак­тёр­ско­го твор­че­ст­ва, не при­ни­мал ре­жис­су­ры, скеп­ти­че­ски оце­ни­вал дея­тель­ность МХТ и ис­ка­ния его ру­ко­во­ди­те­лей.

Ак­три­са­ми бы­ли же­на Н. Х. Ры­ба­ко­ва – Пау­ли­на Ге­ра­си­мов­на (ме­ж­ду 1810–20 – 1880-е гг.) и их дочь Оль­га Ни­ко­ла­ев­на (ок. 1845 – 1870).

Лит.: Клин­чин А. Ни­ко­лай и Кон­стан­тин Ры­ба­ко­вы // Те­атр. 1956. № 10; он же. Н. Х. Ры­ба­ков. М., 1972; Юрь­ев Ю. За­пис­ки. Л.; М., 1963. Т. 1–2.

Вернуться к началу