САДО́ВСКИЕ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САДО́ВСКИЕ, семья рос. актёров. Родоначальник – Пров Михайлович (наст. фам. Ермилов) [11(23).10.1818, Ливны – 16(28).7.1872, Москва]. Воспитывался братьями матери – провинц. актёрами Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевд.). В 1830-х гг. в провинции. С 1839 в моск. Малом театре, куда попал при содействии М. С. Щепкина, в 1838 отметившего его игру в Казани. Первый успех принесли водевильные роли (Пустославцев – «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского). Игра С., характерного актёра на амплуа «простака», отличалась непосредственностью: не прибегая к шаржу, он достигал яркого комизма. Расцвет сатирич. таланта связан с выступлениями в новом рус. репертуаре (в пьесах Н. В. Гоголя: Анучкин и Подколёсин – «Женитьба», Осип – «Ревизор»). Утверждая школу естеств. и выразительной игры, содействовал успеху пьес А. Н. Островского, в первых постановках которых исполнил 29 центр. ролей. Крупнейший представитель сценич. традиции Малого театра, мастер сценич. речи, славился мимич. мастерством, выразительностью пауз. Первый исполнитель в Малом театре роли Расплюева («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина). Тонкостью отделки отличались образы Ступендьева и Иванова («Провинциалка» и «Нахлебник» И. С. Тургенева). Среди др. ролей: Журден, Арган («Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» Мольера), Шут, Мальволио («Король Лир», «Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Скотинин («Недоросль» Д. И. Фонвизина). Выступал в операх.
Его сын Михаил Провович [12(24).11.1847, Москва – 26.7(8.8). 1910, там же]. Подготовленный к сцене отцом и А. Н. Островским, в 1869 дебютировал в Малом театре, в 1870 принят в труппу на амплуа «бытового простака» и «характерного комика». Первый исполнитель ролей в пьесах Островского: Буланов («Лес»), Мурзавецкий («Волки и овцы»), Карандышев («Бесприданница»), Мелузов («Таланты и поклонники») и др. По желанию драматурга ему передавались роли в возобновлённых спектаклях: Тихон («Гроза»), Счастливцев («Лес»), Хлынов («Горячее сердце»). Знаток быта старой Москвы, в совершенстве владел сценич. речью, его искусство отличалось жизненной правдивостью, благородной простотой и одновременно драматизмом, сатирич. остротой: Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Пётр («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Мисаил и Лепорелло («Борис Годунов» и «Каменный гость» А. С. Пушкина), Беспандин («Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева). Автор пьесы «Душа – потёмки» (1885). Преподавал в Музыкально-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва и на драматич. курсах Моск. театрального уч-ща.
Жена М. П. Садовского – Ольга Осиповна (урождённая Лазарева) [13(25).6.1849, Москва – 8.12.1919, там же], засл. арт. императорских театров (1911). Из семьи оперного певца. В 1870 в бенефис Прова Михайловича по его приглашению исполнила в Малом театре роль Арины Федотовны («Не в свои сани не садись» А. Н. Островского). В 1879 дебютировала в Малом театре, зачислена в труппу в 1881. Наивысшие достижения связаны с произведениями рус. классики, и прежде всего с пьесами Островского: Домна Пантелевна («Таланты и поклонники»), Аполлинария Антоновна («Красавец-мужчина»), Галчиха («Без вины виноватые»). В совершенстве владела речью, обладала безупречной дикцией, звучным голосом. Добивалась перевоплощения внутр. преображением, изменявшим внешний облик. Сочность красок, тонкий юмор и жизнерадостность сочетала с естественностью исполнения. В то же время умела передать глубокий драматизм, в некоторых ролях поднимаясь до подлинного трагизма: Анфуса Тихоновна («Волки и овцы»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Кукушкина («Доходное место»), Феклуша и Кабаниха («Гроза»), графиня Хрюмина и княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Захаровна («Старик» М. Горького). К. С. Станиславский называл С. «драгоценным алмазом русского театра».
Их дети: Елизавета Михайловна [23.4(5.5).1872, Москва – 4.6.1934, там же], засл. арт. гос. академич. театров (1927). По сцене (при жизни матери) – Садовская 2-я. По окончании драматич. курсов при Моск. театральном уч-ще (классы О. А. Правдина и отца) с 1894 в Малом театре. В образе Снегурочки («Снегурочка» А. Н. Островского, моск. Новый театр) раскрылась лирич. сторона дарования. Крупным достижением стала роль Глафиры («Волки и овцы» Островского). Среди др. ролей: Аксюша, Юлинька, Варвара, Негина («Лес», «Доходное место», «Гроза», «Таланты и поклонники» Островского), Ариэль («Буря» У. Шекспира), Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Таня («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Лиза, Наталья Дмитриевна и Графиня-внучка («Горе от ума» А. С. Грибоедова); Пров Михайлович (младший) [9(21).8.1874, Москва – 4.5.1947, там же], нар. арт. СССР (1937). По окончании реального уч-ща поступил на драматич. курсы Моск. театрального уч-ща, где педагогами были А. П. Ленский и отец. С 1895 актёр, в 1944–47 худ. рук. Малого театра. Обладая эффектной внешностью, овладев мастерством сценич. речи, с успехом играл Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Чацкого («Горе от ума» Грибоедова). Крупными достижениями стали роли Фамусова («Горе от ума») и Несчастливцева («Лес» Островского). Поставил пьесы: Островского – «Снегурочка» (1922), «На бойком месте» (1933), «На всякого мудреца довольно простоты» (1935), «Волки и овцы» (1944), а также «Горе от ума» (1938) и др. Гос. пр. СССР (1943).
Актёрами были также дети и внуки Михаила Прововича и Ольги Осиповны: Ольга Михайловна (1875–1948), Михаил Михайлович (1878–1962), Михаил Михайлович (младший) (21.11.1909 – 20.10.1977), засл. арт. РСФСР (1949), Пров Провович (18.3.1926 – 5.4.1992), засл. арт. РСФСР (1977).