Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САДО́ВСКИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 205-206

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




П. М. Садовский в роли Расплюева («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина).

САДО́ВСКИЕ, се­мья рос. ак­тё­ров. Ро­до­на­чаль­ник – Пров Ми­хай­ло­вич (наст. фам. Ер­ми­лов) [11(23).10.1818, Лив­ны – 16(28).7.1872, Мо­ск­ва]. Вос­пи­тывал­ся брать­я­ми ма­те­ри – про­винц. ак­тё­ра­ми Г. В. и Д. В. Са­дов­ски­ми (от­сю­да псевд.). В 1830-х гг. в про­вин­ции. С 1839 в моск. Ма­лом те­ат­ре, ку­да по­пал при со­дей­ст­вии М. С. Щеп­ки­на, в 1838 от­ме­тив­ше­го его иг­ру в Ка­за­ни. Пер­вый ус­пех при­нес­ли во­де­виль­ные ро­ли (Пус­то­слав­цев – «Лев Гу­рыч Си­нич­кин» Д. Т. Лен­ско­го). Иг­ра С., ха­рак­тер­но­го ак­тё­ра на ам­п­луа «про­ста­ка», от­ли­ча­лась не­по­сред­ст­вен­но­стью: не при­бе­гая к шар­жу, он дос­ти­гал яр­ко­го ко­миз­ма. Рас­цвет са­ти­рич. та­лан­та свя­зан с вы­сту­п­ле­ния­ми в но­вом рус. ре­пер­туа­ре (в пье­сах Н. В. Го­го­ля: Ануч­кин и Под­ко­лё­син – «Же­нить­ба», Осип – «Ре­ви­зор»). Ут­вер­ждая шко­лу ес­теств. и вы­ра­зи­тель­ной иг­ры, со­дей­ст­во­вал ус­пе­ху пьес А. Н. Ост­ров­ско­го, в пер­вых по­ста­нов­ках ко­то­рых ис­пол­нил 29 центр. ро­лей. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель сце­нич. тра­ди­ции Ма­ло­го те­ат­ра, мас­тер сце­нич. ре­чи, сла­вил­ся ми­мич. мас­тер­ст­вом, вы­ра­зи­тель­но­стью па­уз. Пер­вый ис­пол­ни­тель в Ма­лом те­ат­ре ро­ли Рас­плюе­ва («Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на). Тон­ко­стью от­дел­ки от­ли­ча­лись об­ра­зы Сту­пен­дь­е­ва и Ива­но­ва («Про­вин­ци­ал­ка» и «На­хлеб­ник» И. С. Тур­ге­не­ва). Сре­ди др. ро­лей: Жур­ден, Ар­ган («Ме­ща­нин во дво­рян­ст­ве», «Мни­мый боль­ной» Моль­е­ра), Шут, Маль­во­лио («Король Лир», «Две­на­дца­тая ночь» У. Шек­спи­ра), Ско­ти­нин («Не­до­росль» Д. И. Фон­ви­зи­на). Вы­сту­пал в опе­рах.

Его сын Ми­ха­ил Про­во­вич [12(24).11.1847, Мо­ск­ва – 26.7(8.8). 1910, там же]. Под­го­тов­лен­ный к сце­не от­цом и А. Н. Ост­ров­ским, в 1869 де­бю­тиро­вал в Ма­лом те­ат­ре, в 1870 при­нят в труп­пу на ам­п­луа «бы­то­во­го проста­ка» и «ха­рак­тер­но­го ко­ми­ка». Пер­вый ис­пол­ни­тель ро­лей в пье­сах Ост­ров­ского: Бу­ла­нов («Лес»), Мур­за­вец­кий («Вол­ки и ов­цы»), Ка­ран­ды­шев («Бес­при­дан­ни­ца»), Ме­лу­зов («Та­лан­ты и по­клон­ни­ки») и др. По же­ла­нию дра­ма­тур­га ему пе­ре­да­ва­лись ро­ли в во­зоб­нов­лён­ных спек­так­лях: Ти­хон («Гро­за»), Сча­ст­лив­цев («Лес»), Хлы­нов («Го­ря­чее серд­це»). Зна­ток бы­та ста­рой Мо­ск­вы, в со­вер­шен­ст­ве вла­дел сце­нич. ре­чью, его искусство от­ли­ча­лось жиз­нен­ной прав­ди­во­стью, бла­го­род­ной про­сто­той и од­но­вре­мен­но дра­ма­тиз­мом, са­ти­рич. ост­ро­той: Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Пётр («Власть тьмы» Л. Н. Тол­сто­го), Ми­са­ил и Ле­порел­ло («Бо­рис Го­ду­нов» и «Ка­мен­ный гость» А. С. Пуш­ки­на), Бес­пан­дин («Зав­трак у пред­во­ди­те­ля» И. С. Тур­ге­не­ва). Ав­тор пье­сы «Ду­ша – по­тём­ки» (1885). Пре­по­да­вал в Му­зы­каль­но-дра­ма­тич. уч-ще Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва и на дра­ма­тич. кур­сах Моск. те­ат­раль­но­го уч-ща.

О. О. Садовская в роли графини Хрюминой («Горе от ума» А. С. Грибоедова).

Же­на М. П. Са­дов­ско­го – Оль­га Оси­пов­на (уро­ж­дён­ная Ла­за­ре­ва) [13(25).6.1849, Мо­ск­ва – 8.12.1919, там же], засл. арт. им­пе­ра­тор­ских те­атров (1911). Из се­мьи опер­но­го пев­ца. В 1870 в бе­не­фис Про­ва Ми­хай­ло­ви­ча по его при­гла­ше­нию ис­пол­ни­ла в Ма­лом те­ат­ре роль Ари­ны Фе­до­тов­ны («Не в свои са­ни не са­дись» А. Н. Ост­ров­ского). В 1879 де­бю­ти­ро­ва­ла в Ма­лом те­ат­ре, за­чис­ле­на в труп­пу в 1881. Наи­выс­шие дос­ти­же­ния свя­за­ны с про­из­ве­де­ния­ми рус. клас­си­ки, и пре­ж­де все­го с пье­са­ми Ост­ров­ско­го: Дом­на Пан­те­лев­на («Та­лан­ты и по­клон­ни­ки»), Апол­ли­на­рия Ан­то­нов­на («Кра­са­вец-муж­чи­на»), Гал­чи­ха («Без ви­ны ви­но­ва­тые»). В со­вер­шен­ст­ве вла­де­ла ре­чью, об­ла­да­ла безу­преч­ной дик­ци­ей, звуч­ным го­ло­сом. До­би­валась пе­ре­во­пло­ще­ния внутр. пре­об­ра­же­ни­ем, из­ме­няв­шим внеш­ний об­лик. Соч­ность кра­сок, тон­кий юмор и жиз­не­ра­до­ст­ность со­че­та­ла с ес­те­ст­вен­но­стью ис­пол­не­ния. В то же вре­мя уме­ла пе­ре­дать глу­бо­кий дра­ма­тизм, в некоторых ро­лях под­ни­ма­ясь до под­лин­но­го тра­гиз­ма: Ан­фу­са Ти­хо­нов­на («Вол­ки и ов­цы»), Гла­фи­ра Фир­сов­на («По­след­няя жерт­ва»), Ку­куш­ки­на («До­ход­ное ме­сто»), Фек­лу­ша и Ка­ба­ни­ха («Гро­за»), гра­фи­ня Хрю­ми­на и кня­ги­ня Ту­го­ухов­ская («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), За­ха­ров­на («Ста­рик» М. Горь­ко­го). К. С. Ста­ни­слав­ский на­зы­вал С. «дра­го­цен­ным ал­ма­зом русского те­ат­ра».

П. М. Садовский (младший) в роли Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова).

Их де­ти: Ели­за­ве­та Ми­хай­лов­на [23.4(5.5).1872, Мо­ск­ва – 4.6.1934, там же], засл. арт. гос. ака­де­мич. те­атров (1927). По сце­не (при жиз­ни ма­те­ри) – Са­дов­ская 2-я. По окон­ча­нии дра­ма­тич. кур­сов при Моск. те­ат­раль­ном уч-ще (клас­сы О. А. Прав­ди­на и от­ца) с 1894 в Ма­лом те­ат­ре. В об­ра­зе Сне­гу­роч­ки («Сне­гу­роч­ка» А. Н. Ост­ров­ско­го, моск. Но­вый те­атр) рас­кры­лась ли­рич. сто­ро­на да­ро­ва­ния. Круп­ным дос­ти­же­ни­ем ста­ла роль Гла­фи­ры («Вол­ки и ов­цы» Ост­ров­ско­го). Сре­ди др. ро­лей: Ак­сю­ша, Юлинь­ка, Вар­ва­ра, Не­ги­на («Лес», «До­ход­ное ме­сто», «Гро­за», «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» Ост­ров­ско­го), Ари­эль («Бу­ря» У. Шек­спи­ра), Ма­рья Ан­то­нов­на («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Та­ня («Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го), Ли­за, На­та­лья Дмит­ри­ев­на и Гра­фи­ня-внуч­ка («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва); Пров Ми­хай­ло­вич (млад­ший) [9(21).8.1874, Мо­ск­ва – 4.5.1947, там же], нар. арт. СССР (1937). По окон­ча­нии ре­аль­но­го уч-ща по­сту­пил на дра­ма­тич. кур­сы Моск. те­ат­раль­но­го уч-ща, где пе­да­го­га­ми бы­ли А. П. Лен­ский и отец. С 1895 ак­тёр, в 1944–47 худ. рук. Ма­ло­го те­ат­ра. Об­ла­дая эф­фект­ной внеш­но­стью, ов­ла­дев мас­тер­ст­вом сце­нич. ре­чи, с ус­пе­хом иг­рал Глу­мо­ва («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го), Чац­ко­го («Го­ре от ума» Гри­бое­до­ва). Круп­ны­ми дос­ти­же­ния­ми ста­ли ро­ли Фа­му­со­ва («Го­ре от ума») и Не­сча­ст­лив­це­ва («Лес» Ост­ров­ско­го). По­ста­вил пье­сы: Ост­ров­ско­го – «Сне­гу­роч­ка» (1922), «На бой­ком мес­те» (1933), «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» (1935), «Вол­ки и ов­цы» (1944), а так­же «Го­ре от ума» (1938) и др. Гос. пр. СССР (1943).

Ак­тё­ра­ми бы­ли так­же де­ти и вну­ки Ми­хаи­ла Про­во­ви­ча и Оль­ги Оси­пов­ны: Оль­га Ми­хай­лов­на (1875–1948), Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич (1878–1962), Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич (млад­ший) (21.11.1909 – 20.10.1977), засл. арт. РСФСР (1949), Пров Про­во­вич (18.3.1926 – 5.4.1992), засл. арт. РСФСР (1977).

Лит.: Ко­роп­чев­ский Д. П. М. Са­дов­ский: Из «Вос­по­ми­на­ний о Мо­с­ков­ском те­ат­ре» // Еже­год­ник им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров: Се­зон 1894–1895 гг. При­ло­же­ния. СПб., 1896. Кн. 2; Эф­рос Н. Е. П. Са­дов­ский: Опыт ха­рак­теристи­ки. П., 1920; Ка­ра-Мур­за С. Г. Ма­лый те­атр: 1891–1921. М., 1924; Ост­ров­ский А. Н. Днев­ни­ки и пись­ма. М.; Л., 1937; Се­мья Са­дов­ских. М.; Л., 1939; Ду­ры­лин С. Н. П. М. Са­дов­ский. М., 1950; Клин­чин А. П., Клин­чин П. М. П. М. Са­дов­ский. М., 1968; По­ля­ко­ва Е. Са­дов­ские. М., 1986.

Вернуться к началу