ЛЕ́НСКИЙ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́НСКИЙ (наст. фам. Вервициотти, носил её до 1897) Александр Павлович [1(13).10.1847, Кишинёв – 13(26).10.1908, Москва], рос. актёр, режиссёр, педагог. Сын кн. П. И. Гагарина и певицы О. Вервициотти. С 1858 воспитывался в доме актёра Малого театра К. Н. Полтавцева. На проф. сцене с 1865. Играл в провинции. С 1876 в Малом театре (с 1907 гл. реж.), в 1882–84 в Александринском театре. Утверждал на сцене принцип психологич. подлинности, обладал исключит. обаянием, тонким юмором и изяществом. Иск-во Л. отличалось остротой внешнего рисунка, вниманием к деталям, мастерством мимики и грима. Среди лучших ролей: Гамлет, Ричард III, Отелло, Бенедикт, Петруччио («Гамлет», «Ричард III», «Отелло», «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой» У. Шекспира), Дон Жуан («Дон Жуан» Мольера), Чацкий, Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Кругосветлов («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого). Ок. 30 ролей сыграл в пьесах А. Н. Островского: Глумов, Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Дульчин («Последняя жертва»), Паратов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Лыняев («Волки и овцы») и др. Стремясь к обновлению театра, Л. боролся с дилетантизмом, придавая важнейшее значение воспитанию актёров. С 1888 преподавал на драматич. курсах Моск. театрального уч-ща, с 1895 ставил со своими учениками пьесы Островского. В 1898 был одним из создателей Нового театра (филиала Большого и Малого театров), в котором до 1903 возглавлял драматич. труппу молодых актёров. Среди постановок в Новом театре: «Ревизор», «Женитьба» Н. В. Гоголя (обе 1898), «Севильский цирюльник» (1898) и «Женитьба Фигаро» (1899) П. Бомарше, «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1899), «Снегурочка» Островского (1900). Среди постановок в Малом театре: «Ромео и Джульетта» (1900), «Кориолан» (1902), «Буря» (1905) Шекспира, «Без вины виноватые» Островского (1908). Л. добивался ансамблевой игры актёров, гармонии всех элементов спектакля, подчиняя их общей идее, единому режиссёрскому замыслу. Большое значение придавал музыкальному и декоративному оформлению спектакля. Выступал и как театральный художник. Написал ряд статей об актёрском мастерстве, внёсших значит. вклад в развитие театральной эстетики. Среди учеников: В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев, П. М. Садовский.