ЩЕ́ПКИН
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЩЕ́ПКИН Михаил Семёнович [6(17).11.1788, с. Красное Обоянского у. Курской губ., ныне Яковлевского р-на Белгородской обл. – 11(23).8.1863, Ялта; похоронен в Москве], рос. актёр, создатель школы сценич. реализма. Дед В. Н. Щепкина и Н. Н. Щепкина, прадед Т. Л. Щепкиной-Куперник. Из крепостных гр. Г. С. Волькенштейна. В 1822 на деньги, собранные по подписке среди зрителей, выкуплен из крепостной зависимости, потомств. поч. гражданин (1853). Начинал в любительских спектаклях, с 1805 в разл. антрепризах. Преодолевая приёмы ярмарочных спектаклей, уходил от элементарного шутовства. Высшими достижениями 2-й пол. 1810-х гг. стали роли с бытовой лирико-комедийной окраской: Чупрун и Макагоненко («Москаль-чаровник» и «Наталка Полтавка» И. П. Котляревского; пьесы написаны для Щ.). Переломным событием было приглашение в Москву (1822; в 1823 зачислен в моск. драматич. труппу, с 1824 – Малый театр). Творч. развитию способствовало влияние группировавшихся в 1820-е гг. вокруг театра драматургов, критиков, режиссёров. Участие в водевиле «Хлопотун» А. И. Писарева, комедиях «Воспитание» Ф. Ф. Кокошкина, «Полубарские затеи» и «Чванство Транжирина» А. А. Шаховского, «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» и «Богатонов в деревне» М. Н. Загоскина укрепило его популярность. Важнейший этап творч. эволюции – 1830-е гг., когда, опираясь на высшие достижения нац. комедиографии, актёр выработал новый принцип типизации и первым в рус. театре вышел к масштабным обобщениям явлений современности. Среди лучших ролей: Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя), Шейлок («Венецианский купец» У. Шекспира), Симон («Матрос» Т. Соважа и Ж. Делюрье). В творчестве Щ. сказалась нерасторжимость романтич. и реалистич. тенденций, свойственная рус. иск-ву 2-й четв. 19 в. В 1840-е гг. насыщенно и драматически развивался творч. союз Щ. и Гоголя: актёр сыграл Подколёсина и Кочкарёва («Женитьба»), Утешительного («Игроки»), Бурдюкова («Тяжба»). В 1846 Гоголь сделал Щ. центр. персонажем «Развязки "Ревизора"», провозглашая в ней актёра главой рус. театра, возлагая на него миссию духовного вождя и проповедника. Однако Щ. отверг изложенное в «Развязке...» толкование «Ревизора» и стремление обратить иск-во в моральную проповедь. В. Г. Белинский написал для Щ. пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш перевели «Новый способ платить старые долги» Ф. Мессинджера, Н. Х. Кетчер – «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира, И. С. Тургенев создал «Нахлебника», используя в роли Кузовкина присущее иск-ву Щ. соединение комического с патетическим и трагическим, и «Холостяка». Для исканий Щ. 1-й пол. 1850-х гг. принципиальны трагич. роль Барона («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина) и комич. роль князя Муромского («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина). В первой из них Щ. обнаружил мощь мрачного трагич. темперамента и свободу владения стихотв. формой, во второй – умение органично соединить естественность и типичность с неподдельным комизмом. Щ. утверждал необходимость сочетания живой правды сценич. переживания и строгости мастерства. Среди лучших ролей в пьесах А. Н. Островского: Коршунов и Любим Торцов («Бедность не порок»), Большов («Свои люди – сочтёмся»). Настроения накануне крестьянской реформы 1861 сказались в роли Жакара («Жакар, или Жакардов станок» Л. Фурнье), в которую актёр ввёл стихотворение Ф. Фрейлигата в переводе Ф. Б. Миллера «Труженик» («Честь мозолистым рукам, да спорится их работа!»), часто исполнявшееся им на лит. вечерах. Природу его творч. наблюдательности, сочетание остроты зрения и яркости выводов отразили неоконченные записки, начатые по настоянию Пушкина. Письма Щ. ученикам (С. В. Шумскому и А. И. Шуберт от 27.3.1848), раскрывавшие органич. единство элементов актёрского иск-ва, тщательно штудировал К. С. Станиславский в работе над созданием своей системы. Традиции сценич. реализма, заложенные Щ., имели большое значение для развития иск-ва Малого театра, за которым упрочилось наименование «Дом Щепкина». Способствовал повышению социального статуса актёров Имп. театров, что было закреплено в утверждённом имп. Николаем I 15(27).1.1839 Положении о них (актёры 1-го разряда получили право на личное и потомств. поч. гражданство).