Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЩЕ́ПКИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 178-179

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. С. Щепкин. Рисунок Т. Г. Шевченко. Фрагмент. 1858.

ЩЕ́ПКИН Ми­ха­ил Се­мё­но­вич [6(17).11.1788, с. Крас­ное Обо­ян­ско­го у. Кур­ской губ., ны­не Яков­лев­ско­го р-на Бел­го­род­ской обл. – 11(23).8.1863, Ял­та; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. ак­тёр, соз­да­тель шко­лы сце­нич. реа­лиз­ма. Дед В. Н. Щеп­ки­на и Н. Н. Щеп­ки­на, прадед Т. Л. Щепкиной-Куперник. Из кре­по­ст­ных гр. Г. С. Воль­кен­штей­на. В 1822 на день­ги, со­б­ран­ные по под­пис­ке сре­ди зри­те­лей, вы­ку­п­лен из кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти, по­томств. поч. граж­да­нин (1853). На­чи­нал в лю­би­тель­ских спек­так­лях, с 1805 в разл. ан­тре­при­зах. Пре­одо­ле­вая приё­мы яр­ма­роч­ных спек­так­лей, ухо­дил от эле­мен­тар­но­го шу­тов­ст­ва. Выс­ши­ми дос­ти­же­ния­ми 2-й пол. 1810-х гг. ста­ли ро­ли с бы­то­вой ли­ри­ко-ко­ме­дий­ной ок­ра­ской: Чуп­рун и Ма­ка­го­нен­ко («Мос­каль-ча­ров­ник» и «На­тал­ка Пол­тав­ка» И. П. Кот­ля­рев­ско­го; пье­сы на­пи­са­ны для Щ.). Пе­ре­лом­ным со­бы­ти­ем бы­ло при­гла­ше­ние в Мо­ск­ву (1822; в 1823 за­чис­лен в моск. дра­ма­тич. труп­пу, с 1824 – Ма­лый те­атр). Творч. раз­ви­тию спо­соб­ст­во­ва­ло влия­ние груп­пи­ро­вав­ших­ся в 1820-е гг. во­круг те­ат­ра дра­ма­тур­гов, кри­ти­ков, ре­жис­сё­ров. Уча­стие в во­де­ви­ле «Хло­по­тун» А. И. Пи­са­ре­ва, ко­ме­ди­ях «Вос­пи­та­ние» Ф. Ф. Ко­кош­ки­на, «По­лу­бар­ские за­теи» и «Чван­ст­во Тран­жи­ри­на» А. А. Ша­хов­ско­го, «Г-н Бо­га­то­нов, или Про­вин­ци­ал в сто­ли­це» и «Бо­га­то­нов в де­рев­не» М. Н. За­гос­ки­на ук­ре­пи­ло его по­пу­ляр­ность. Важ­ней­ший этап творч. эво­лю­ции – 1830-е гг., ко­гда, опи­ра­ясь на выс­шие дос­ти­же­ния нац. ко­ме­дио­гра­фии, ак­тёр вы­ра­бо­тал но­вый прин­цип ти­пи­за­ции и пер­вым в рус. те­ат­ре вы­шел к мас­штаб­ным обоб­ще­ни­ям яв­ле­ний со­вре­мен­но­сти. Сре­ди луч­ших ро­лей: Фа­му­сов («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Го­род­ничий («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Шей­лок («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец» У. Шекс­пи­ра), Си­мон («Мат­рос» Т. Со­ва­жа и Ж. Де­лю­рье). В твор­че­ст­ве Щ. ска­за­лась не­рас­тор­жи­мость ро­ман­тич. и реа­ли­стич. тен­ден­ций, свой­ст­вен­ная рус. иск-ву 2-й четв. 19 в. В 1840-е гг. на­сы­щен­но и дра­ма­ти­че­ски раз­ви­вал­ся творч. со­юз Щ. и Го­го­ля: ак­тёр сыг­рал Под­ко­лё­си­на и Коч­ка­рё­ва («Же­нить­ба»), Уте­ши­тель­но­го («Иг­ро­ки»), Бур­дю­ко­ва («Тяж­ба»). В 1846 Го­голь сде­лал Щ. центр. пер­со­на­жем «Раз­вяз­ки "Ре­ви­зо­ра"», про­воз­гла­шая в ней ак­тё­ра гла­вой рус. те­ат­ра, воз­ла­гая на не­го мис­сию ду­хов­но­го во­ж­дя и про­по­вед­ни­ка. Од­на­ко Щ. от­верг из­ло­жен­ное в «Раз­вяз­ке...» тол­ко­ва­ние «Ре­ви­зо­ра» и стрем­ле­ние об­ра­тить иск-во в мо­раль­ную про­по­ведь. В. Г. Бе­лин­ский на­пи­сал для Щ. пье­су «Пя­ти­де­ся­ти­лет­ний дя­дюш­ка, или Стран­ная бо­лезнь», А. И. Гер­цен, Т. Н. Гра­нов­ский и Е. Ф. Корш пе­ре­ве­ли «Но­вый спо­соб пла­тить ста­рые дол­ги» Ф. Мес­синд­же­ра, Н. Х. Кет­чер – «Ген­ри­ха IV» и «Ко­ме­дию оши­бок» Шекс­пи­ра, И. С. Тур­ге­нев соз­дал «На­хлеб­ни­ка», ис­поль­зуя в ро­ли Ку­зов­ки­на при­су­щее иск-ву Щ. со­еди­не­ние ко­ми­че­ско­го с па­те­ти­че­ским и тра­ги­че­ским, и «Хо­ло­стя­ка». Для ис­ка­ний Щ. 1-й пол. 1850-х гг. прин­ци­пи­аль­ны тра­гич. роль Ба­ро­на («Ску­пой ры­царь» А. С. Пуш­ки­на) и ко­мич. роль кня­зя Му­ром­ско­го («Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. В. Су­хово-Ко­бы­ли­на). В пер­вой из них Щ. об­на­ру­жил мощь мрач­но­го тра­гич. тем­пе­ра­мен­та и сво­бо­ду вла­де­ния сти­хотв. фор­мой, во вто­рой – уме­ние ор­га­нич­но со­еди­нить ес­те­ст­вен­ность и ти­пич­ность с не­под­дель­ным ко­миз­мом. Щ. ут­вер­ждал не­об­хо­ди­мость со­че­та­ния жи­вой прав­ды сце­нич. пе­ре­жи­ва­ния и стро­го­сти мас­тер­ст­ва. Сре­ди луч­ших ро­лей в пье­сах А. Н. Ост­ров­ско­го: Кор­шу­нов и Лю­бим Тор­цов («Бед­ность не по­рок»), Боль­шов («Свои лю­ди – со­чтём­ся»). На­строе­ния на­ка­ну­не кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 ска­за­лись в ро­ли Жа­ка­ра («Жа­кар, или Жа­кар­дов ста­нок» Л. Фур­нье), в ко­то­рую ак­тёр ввёл сти­хо­тво­ре­ние Ф. Фрей­ли­га­та в пере­во­де Ф. Б. Мил­ле­ра «Тру­же­ник» («Честь мо­зо­ли­стым ру­кам, да спо­рит­ся их ра­бо­та!»), час­то ис­пол­няв­шее­ся им на лит. ве­че­рах. При­ро­ду его творч. на­блю­да­тель­но­сти, со­че­та­ние ост­ро­ты зре­ния и яр­ко­сти вы­во­дов от­ра­зи­ли не­окон­чен­ные за­пис­ки, на­ча­тые по на­стоя­нию Пуш­ки­на. Пись­ма Щ. уче­ни­кам (С. В. Шум­ско­му и А. И. Шу­берт от 27.3.1848), рас­кры­вав­шие ор­га­нич. един­ст­во эле­мен­тов ак­тёр­ско­го иск-ва, тща­тель­но шту­ди­ро­вал К. С. Ста­ни­слав­ский в ра­бо­те над соз­да­ни­ем сво­ей сис­те­мы. Тра­ди­ции сце­нич. реа­лиз­ма, за­ложен­ные Щ., име­ли боль­шое зна­че­ние для раз­ви­тия иск-ва Ма­ло­го те­ат­ра, за ко­то­рым уп­ро­чи­лось на­име­но­ва­ние «Дом Щеп­ки­на». Спо­соб­ст­во­вал по­вы­ше­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са ак­тё­ров Имп. те­ат­ров, что бы­ло за­креп­ле­но в ут­ве­рж­дён­ном имп. Ни­ко­ла­ем I 15(27).1.1839 По­ло­же­нии о них (ак­тё­ры 1-го раз­ря­да полу­чи­ли пра­во на лич­ное и по­томств. поч. граж­дан­ст­во).

Лит.: Эф­рос Н. Е. М. С. Щеп­кин (опыт ха­рак­те­ри­сти­ки). П., 1920; Таль­ни­ков Д. Л. Сис­те­ма Щеп­ки­на. М.; Л., 1939; М. С. Щеп­кин. За­пис­ки. Пись­ма. Со­вре­мен­ни­ки о М. С. Щеп­ки­не. М., 1952; Гриц Т. С. М. С. Щеп­кин. Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва. М., 1966; Ал­перс Б. В. Те­атр Мо­ча­ло­ва и Щеп­ки­на. М., 1979; М. С. Щеп­кин. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1984. Т. 1–2; Кучина А. В. М. С. Щеп­кин: феномен личности. М., 2012.

Вернуться к началу