ГРАНО́ВСКИЙ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРАНО́ВСКИЙ Тимофей Николаевич [9(21).3.1813, Орёл – 4(16).10.1855, Москва], рос. историк, обществ. деятель, коллеж. сов. (1855). Дворянин. Окончил юридич. ф-т С.-Петербургского ун-та (1835). Затем служил секретарём Гидрографич. деп-та при Морском мин-ве; сотрудничал в «Энциклопедическом лексиконе» А. А. Плюшара, ж. «Библиотека для чтения», «Журнале Министерства народного просвещения». По предложению попечителя Моск. учебного округа гр. С. Г. Строганова продолжил обучение в Берлинском ун-те (1836–39). Слушал лекции профессоров-гегельянцев: историка Л. фон Ранке, географа К. Риттера, юриста Ф. К. фон Савиньи и др. Высоко оценивал философию Г. В. Ф. Гегеля, но считал несправедливым его мнение о том, что «история никогда и никому не приносила практической пользы и ни один народ не воспользовался её уроками». В 1837 в Берлине вокруг Г. сложился дружеский кружок (Я. М. Неверов, Н. В. Станкевич, супруги Н. Г. и Е. П. Фроловы), в котором обсуждались вопросы гос. строя, экономики и нар. быта Рос. империи. Вернувшись в Россию, Г. с сент. 1839 читал в Моск. ун-те курс лекций по истории средних веков (фактически являлся первым рус. медиевистом), древней истории и истории Нового времени. В это же время он сблизился с кружком друзей Станкевича (входили М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, В. П. Боткин и др.), который, объединившись с молодыми профессорами Моск. ун-та П. Г. Редкиным и Д. Л. Крюковым, а также с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, стал с 1839 центром моск. западников. И.д. экстраординарного проф. (1845–49), ординарный проф. (1849–55) Моск. ун-та, декан историко-филологич. ф-та (1855).
Широкую известность приобрели публичные лекции Г. по истории средних веков (1843–44), сравнит. истории Великобритании и Франции (1845–46), а также содержавшие «исторические характеристики» Александра Македонского, Тамерлана, Людовика IX и др. (1851). Лекции собирали полные аудитории и заканчивались овациями, что объяснялось не только мастерством изложения, но и оригинальной трактовкой историч. материала, сближавшей историю с современностью.
Взгляды Г. основывались на идее единства историч. процесса, в основе которого – стремление всех народов к свободе, к «гармоничному обществу», сообразному с требованиями «нравственной, просвещённой, независимой от роковых решений личности». Движущей силой историч. процесса Г. считал возникающие в обществе противоречия. Путь к их разрешению видел в нравств. совершенствовании личности и лишь в исключит. случаях – в насильств. действиях. Оппонентами Г. выступили сторонники теории «официальной народности» и славянофилы. Те и другие критиковали его за приверженность гегелевской школе и за тенденцию ставить христианство в Зап. Европе выше православия в России. Участвуя в спорах со славянофилами в моск. салонах 1840-х гг., Г. всегда отделял идейные разногласия от личных отношений: поддерживал дружеские связи с И. В. Киреевским, П. В. Киреевским, Д. А. Валуевым, К. С. Аксаковым, чем навлекал на себя неудовольствие «радикальных» западников (особенно М. А. Бакунина и В. Г. Белинского). Затрагивая в своих науч. занятиях эпоху Великой Франц. революции, Г. отмечал, что её лозунг «Свобода, Равенство, Братство» – «высший идеал человечества». Такое представление определяло отрицательное отношение Г. к крепостному праву и убеждение в необходимости его отмены.
После отъезда А. И. Герцена за границу (1847) Г. встал во главе кружка моск. западников. Его работы публиковали журналы «Отечественные записки» и «Современник». Дом Г. был одним из центров обществ. жизни Москвы кон. 1840-х – нач. 1850-х гг. Его идейное влияние сохранилось надолго: «Все мы, более или менее, – ученики Грановского», – признавал полвека спустя В. О. Ключевский.
Эволюция историч. взглядов Г. нашла отражение в его речи «О современном состоянии и значении всеобщей истории» [произнесена на торжеств. собрании Моск. ун-та 12(24).1.1852], в которой ощутимо влияние идей позитивистов и знакомство Г. с успехами естеств. наук. Он подчёркивал важность «естествоведения в применении к истории», считал гл. двигателем историч. процесса не «абсолютную идею» Гегеля, а факторы естеств. необходимости, т. е. географич., этнографич., антропологич. и физиологич. условия существования человека.