КИРЕ́ЕВСКИЙ ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРЕ́ЕВСКИЙ Пётр Васильевич [11(23).2.1808, с. Долбино Лихвинского у. Калужской губ. – 25.10(6.11).1856, дер. Киреевская Слободка Орловского у. Орловской губ.; похоронен в Оптиной пустыни], рос. фольклорист, переводчик, публицист. Дворянин. Брат И. В. Киреевского. В детские годы К. находился под сильным влиянием личности и поэзии В. А. Жуковского. С переездом в Москву (1822) К. неск. лет брал уроки у профессоров Моск. ун-та. В сер. 1820-х гг. был близок к об-ву любомудров. В 1829–30 учился в Мюнхенском ун-те, где на него оказал большое влияние Ф. В. Шеллинг. В 1831–35 актуариус при Комиссии по изданию грамот Моск. гл. архива МИД (до 1832 Моск. архив Коллегии иностр. дел). С 1837 жил в своём имении в дер. Киреевская Слободка.
К. перевёл на рус. язык повесть «Вампир» англ. писателя Дж. У. Полидори (1828; К. ошибочно приписывал её Дж. Байрону), записки служившего при дворе царя Алексея Михайловича англ. врача С. Коллинза (1846), роман «Жизнь Магомета» В. Ирвинга (опубл. после смерти К., в 1857) и др.
В 1831 К. совм. с Н. М. Языковым приступил к систематич. сбору произведений нар. поэзии. К. первым в России разработал науч. принципы записи фольклорных текстов. Он намеревался издать полное собрание рус. песен. Свои фольклорные записи передали К. братья Н. М., П. М. и А. М. Языковы, А. С. Пушкин, Д. А. Валуев, А. Ф. Вельтман, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, К. Д. Кавелин, П. И. Мельников-Печерский, Д. П. Ознобишин, М. П. Погодин, И. М. Снегирёв, С. А. Соболевский, С. П. Шевырёв, П. И. Якушкин и мн. др. Однако К. удалось опубликовать лишь небольшую часть своего собрания и поступивших к нему материалов. После его смерти значит. часть коллекции (ок. 3 тыс. песен) издана Об-вом любителей рос. словесности при Моск. ун-те: «Песни, собранные П. В. Киреевским» (вып. 1–10, 1860–74), «Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия» (вып. 1–2, 1911–1929). Др. публикации песен из собрания К. – «Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского» (серия «Литературное наследство», 1968, т. 79), «Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях» (т. 1, 1977), «Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи П. И. Якушкина» (т. 1–2, 1983–1986), «Собрание народных песен П. В. Киреевского» (1986).
В 1840-е гг. вместе с И. В. Киреевским, А. С. Хомяковым и др. К. активно участвовал в спорах западников и славянофилов, проходивших в Москве в учёно-лит. салонах Елагиных, Свербеевых и др. В славянофильском духе им написана ст. «О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину» («Москвитянин», 1845, № 3, ч. 2). К. выступил решительно против тезиса М. П. Погодина о толерантности и смиренности как чертах рус. нар. характера. Первым из славянофилов рассмотрел становление Др.-рус. гос-ва в контексте истории слав. народов и пришёл к выводу о том, что для всех славян была характерна организация общества в виде родовых и мирских (состояли из нескольких родовых) общин. Они, по мнению К., сохранились и после возникновения государства, имели политич. самостоятельность в виде веча, на котором собиралось неск. родовых общин, при этом гос. единство держалось на «взаимном сочувствии», единстве быта и потребностей. Впоследствии тезис о «родовом начале» как о краеугольном камне в рус. истории славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков) заменили общинной теорией.