ХОМЯКО́В АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХОМЯКО́В Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва – 23.9(5.10).1860, с. Ивановское Рязанской губ., ныне Липецкая обл.], рус. философ, богослов, публицист, поэт; основоположник раннего славянофильства (см. Славянофилы); чл.-корр. Петерб. АН (1856). Дворянин. Отец Н. А. Хомякова. Получил домашнее образование, в 1821 сдал экзамен в Моск. ун-те на степень кандидата математич. наук. В 1822–25 на воен. службе, в 1828–29 участвовал в рус.-тур. войне. Выйдя в отставку, занимался лит. трудом и хозяйством в своём имении; сторонник созыва Земского собора и отмены крепостного права путём реформы. Был близок к моск. кружку любомудров, сотрудничал в журналах «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа»; в 1858–60 пред. Об-ва любителей рус. словесности при Моск. ун-те. Умер во время эпидемии холеры, занимаясь лечением крестьян.
Статья Х. «О старом и новом» (1839), распространявшаяся в списках, ознаменовала возникновение славянофильства. В многочисл. полемически направленных работах доказывал преимущества православия и критиковал зап. вероисповедания – католичество и протестантство. В центре воззрений Х. – учение о Церкви как особой онтологич. инстанции, обеспечивающей связь человеческих личностей с Богом («Церковь одна», опубл. в 1864), которое сыграло важную роль в развитии концепций личности и всеединства (см. Единое) в рус. философии (Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев и др.). Для Х. подлинная Церковь, составляющая сущность историч. Церкви, – это всеобъемлющее единство людей друг с другом и с Богом. Отвергая идущее от Августина абсолютное противопоставление Церкви «видимой» и «невидимой», Х. считал возможным мистич. воплощение полноты Божественной благодати в земной жизни и в земной Церкви: «Церковь живёт даже на земле не земною, человеческой жизнию, но жизнию божественной и благодатною. Посему не только каждый из членов её, но и вся она торжественно называет себя святою» (Хомяков А.С. Соч. М., 1994. Т. 2. С. 16). Через Церковь осуществляется духовно-материальное единство людей, охватывающее не только живущих, но также умерших и ещё не рождённых; каждый член этого единства влияет на всех других. Органич. единство людей в Церкви Х. называет соборностью. Позитивное выражение свободы личности для Х. – это согласие с соборной Церковью; индивидуальная (эгоистическая) свобода тождественна произволу и отпадению от Церкви, она является источником зла в мире.
В России собрание богословских работ Х., изданных в Праге и Берлине (1868), было запрещено цензурой (запрет снят в 1879). Резкую критику учения Х. содержит ст. «Около Хомякова» П. А. Флоренского (1916).
В филос. концепции познания Х. осуществляется поворот от обоснования онтологии с помощью гносеологии, что было характерно для зап. философии начиная с Р. Декарта, к обоснованию гносеологии с помощью религ. онтологии: основой любой формы познания является акт соединения сознания с Божественной реальностью; Х. называет этот акт живознанием, знанием-жизнью, он осуществляется цельной личностью, всеми её способностями. Рациональное познание является вторичным и частным, оно возможно только на основе указанного акта.
Филос.-историч. концепция Х., изложенная в незавершённом труде «Записки о всемирной истории» («Семирамида: Исследование истины исторических идей»; опубл. частично в 1860, полностью в 1871–72), создана под влиянием нем. романтиков, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля. История – это воплощение в мире Божественного абсолюта, и каждый народ по-своему участвует в этом процессе. Противоречивый характер истории обусловлен взаимодействием в ней двух начал – свободы и необходимости, носителями которых являются народы двух типов – иранские (арийские) и кушитские.
В лирике Х., принадлежащего к т. н. тютчевской плеяде поэтов (П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка, С. П. Шевырёв, Л. А. Якубович, В. Г. Бенедиктов), нашли отражение его религ.-филос. и политич. взгляды. Ранняя лирика – в духе романтизма; её гл. тема – назначение поэта и сущность поэзии («Поэт», 1827; «Вдохновение», 1828, и др.). С 1830-х гг. в поэзии Х. начинают доминировать историко-публицистич. мотивы; в ней усиливается дидактич. начало, характерны ораторские интонации, тяготение к архаизиров. лексике («Гордись!», 1839; «Навуходоносор», 1849; «России», 1854, и др.). Единственный прижизненный поэтич. сборник – «24 стихотворения» (1844); автор стихотв. трагедий «Ермак» (пост. в 1827, опубл. в 1832), «Димитрий Самозванец» (1833).