ЗА́ПАДНИКИ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗА́ПАДНИКИ, либеральное идейное течение 1840-х – нач. 1860-х гг. в России. Начало формироваться в 1839, когда сложился моск. кружок Т. Н. Грановского. В него входили П. В. Анненков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, П. Н. Кудрявцев, Н. Х. Кетчер, Е. Ф. Корш, Н. Ф. Павлов, Б. Н. Чичерин. В это время взгляды З. разделяли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, П. Я. Чаадаев. К З. были близки И. А. Гончаров, С. М. Соловьёв, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин. После смерти Грановского (1855) моск. З. (Боткин, Кетчер, Е. Ф. Кони, Корш, Соловьёв, Чичерин) объединились вокруг писателя А. В. Станкевича. В С.-Петербурге в кон. 1840-х гг. образовалась вторая группа З., состоявшая из молодых чиновников во главе с Н. А. Милютиным и Д. А. Милютиным. Позже они получили известность как «партия прогресса», или «либеральные бюрократы». Ещё один кружок З. сложился в нач. 1850-х гг. вокруг переехавшего в С.-Петербург К. Д. Кавелина. Многие З. были видными профессорами и публицистами, часто выступали с лекциями и в печати, что способствовало распространению их идей. Выразителями мнений З. были журналы «Московский наблюдатель» (1835–39), «Отечественные записки» (с 1839), «Русский вестник» (с 1856) и «Атеней» (1858–59), а также газ. «Московские ведомости» (1851–56).
Термины «западники» и «западничество» возникли в ходе полемики З. со славянофилами и первоначально самими З. воспринимались как обидные политич. клички (в спорах 1840-х гг. использовались также прозвища «западные», «европеисты» и «нововеры»).
В политич. сфере З. были сторонниками свободы совести, обществ. мнения и печати, а также публичности правительств. действий и гласности судопроизводства. По отношению к применению революц. насилия для изменения существовавшего строя первоначально среди З. наметилось два направления – радикальное (в историографии иногда именуется революционно-демократическим), допускавшее использование насилия, и умеренное, для которого было характерно отрицание насильств. способов борьбы с властью и стремление к постепенному преобразованию общества. К первому направлению традиционно относят В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, однако их позиция не всегда была последовательно радикальной. Ко второму направлению принадлежало большинство З. Разрыв Герцена с З. (1845) и смерть Белинского (1848) окончательно определили суть идейной позиции западничества как умеренно либерального течения. Большинство З. были монархистами, считали возможным осуществление назревших реформ самим государством.
З., так же как и славянофилы, не имели своей организации. До 1845, когда между двумя течениями произошёл конфликт, приведший к разрыву отношений между ними, З. и славянофилы воспринимали себя как единое «образованное меньшинство», стремившееся пробудить общество от «умственной апатии». Однако мировоззрение З. резко отличалось от «самобытничества» славянофилов, а также от господствовавшей «официальной народности» теории. Основой мировоззрения З. были идеи европ. Просвещения и немецкой классической философии, признание ведущей роли разума в познании, необходимости филос. осмысления при практич. освоении окружающей действительности. З. считали, что разум позволял познать мир (в т. ч. и обществ. отношения) как систему причинно-следственных связей, в которой действуют познаваемые (хотя порой ещё не познанные) законы, единые для всей живой и неживой природы. Большинство З. придерживались атеистич. убеждений.
З. были противниками крепостного права. Они доказывали преимущества зап.-европ. модели обществ. устройства, однако она воспринимались ими лишь как ориентир развития, а не предмет слепого подражания. Отстаивали либеральные ценности, прежде всего независимость личности. С точки зрения З., справедливым могло быть такое общество, в котором созданы все условия для существования и самореализации личности. Поэтому они отвергали характерные для традиц. общества идеи патриархального единства помещиков и крестьян, а также патернализма власти по отношению к подданным.
В сфере экономики З. считали, что государство при миним. вмешательстве в развитие промышленности, торговли и транспорта должно обеспечивать неприкосновенность собственности.
В центре историософских представлений З. находилось понятие историч. прогресса, который они представляли как цепочку необратимых, качественных изменений отд. людей и общества в целом от худшего к лучшему. Поэтому З. считали Петра I одним из гл. деятелей рос. истории, который превратил движение страны по пути прогресса в «правительственную систему». Идеи западничества нашли выражение в созданном К. Д. Кавелиным, С. М. Соловьёвым и Б. Н. Чичериным в 1840–50-х гг. направлении историч. науки, позднее получившем назв. «государственной школы». Его суть заключалась в утверждении органичности и закономерности рос. истории, единства историч. развития России и Запада при сохранении рос. нац. особенностей (большая, чем на Западе, роль государства, которая вела к засилью бюрократии и слабому развитию обществ. инициативы), в констатации того, что основой отношения государства к обществу был патернализм. По мнению З., рос. государство в форме самодержавия выражало всеобщие интересы, и поэтому именно оно под воздействием обществ. мнения, развития просвещения и науки должно было стать инициатором и гарантом ликвидации сословного антагонизма в России и подготовки народа («неразвившейся части человечества») к политич. свободам. Это позволяет мн. совр. исследователям определять З. как либерально-консервативное идейное течение.
В 1840-х гг. пафос выступлений З. был направлен на утверждение превосходства Запада, в 1850-х гг. они, как и славянофилы, сосредоточились на размышлениях о путях и способах разрешения проблем, стоявших перед Россией. В конце неудачной для России Крымской войны 1853–56 некоторые З. написали получившие широкую известность записки, в которых констатировали назревший в России кризис, охвативший все стороны жизни общества, и предлагали план необходимых преобразований для выхода из него. В первой из таких записок (1855) Б. Н. Чичерин подверг критике внешнюю политику скончавшегося имп. Николая I (которая, по мнению Чичерина, носила экспансионистский характер и привела к войне), показал тесную взаимосвязь воен. неудач с «внутренним неустройством государства». К. Д. Кавелин в своей записке, также написанной в 1855, видел гл. причину отсталости страны в крепостном праве, отмечал его пагубное воздействие на нравственное состояние общества и социальную стабильность, настаивал на необходимости освобождения крестьян с землёй и за «вознаграждение владельцам» (этот принцип лёг в основу крестьянской реформы 1861).
В связи с тем, что гл. цель З. – отмена крепостного права – была реализована правительством, кружки З. распались в нач. 1860-х гг., однако некоторые З. (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) продолжали играть видную роль в обществ. жизни. Термин «З.» постепенно утратил конкретность, его стали употреблять применительно к либерально настроенной части интеллигенции.