ТУРГЕ́НЕВ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУРГЕ́НЕВ Иван Сергеевич [28.10(9.11).1818, Орёл – 22.8(3.9).1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен в С.-Петербурге], рус. писатель, чл.-корр. Петерб. АН (1860). Дворянин. Детство провёл в имении матери Спасское (Мценский у. Орловской губ., ныне Музей-усадьба Т. Спасское-Лутовиново). В 1827 вместе с семьёй переехал в Москву, учился в частных пансионах. В 1833 поступил на словесное отделение Моск. ун-та, в 1834 перешёл на историко-филологич. ф-т С.-Петерб. ун-та. В 1838 отправился в Берлин, слушал лекции в ун-те, сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. Во время пребывания за границей формируется мировоззрение Т. как западника. Вернулся в Россию в 1841, поселился в Москве; в 1843 поступил на службу в Мин-во внутр. дел.
Дебютировал как поэт в 1838. Самое известное стихотворение Т. – «В дороге» («Утро туманное, утро седое...», 1843, опубл. в 1845), положенное на музыку и исполняемое как романс. В юности испытал сильное, но непродолжительное увлечение творчеством А. А. Бестужева и В. Г. Бенедиктова, а также философией Г. Ф. В. Гегеля. В дальнейшем в мировоззрении и творчестве Т. нашло отражение пессимистич. видение мира, присущее А. Шопенгауэру. Публикация поэмы «Параша» (1843), написанной на материале повседневной жизни и, в отличие от ранних произведений Т. [поэма «Стено» (1834, опубл. в 1913) и др.], близкой принципам формирующей натуральной школы, вызвала благожелательную оценку В. Г. Белинского и сблизила Т. с Н. А. Некрасовым, И. И. Панаевым, А. В. Дружининым. 1.11.1843 Т. познакомился с певицей П. Виардо-Гарсия, любовь к которой изменила его жизнь. В 1845 Т. вышел в отставку; с нач. 1847 по июнь 1850 жил за границей (в Германии и Франции), стремясь быть вблизи возлюбленной (которая была замужем). Драма, испытанная писателем, отразится позднее в его трактовке любви как чувства исключительного высокого и при этом или неразделённого, или обречённого на страдания или утрату любимой. Во время пребывания за границей Т. часто встречался с А. И. Герценом, познакомился с писателями Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, композиторами Ф. Шопеном и Ш. Гуно.
Первые опыты в прозе – повести «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1846), «Бретёр» (1847), отмеченные унаследованным от романтизма интересом к герою с трагич. и необычной судьбой, отчуждённому от окружающей реальности, в сочетании с вниманием к повседневным обстоятельствам и социальной типизацией. В 1847 в ж. «Современник» опубликован рассказ «Хорь и Калиныч» – первый из цикла рассказов и очерков «Записки охотника» (1847–51, отд. изд. 1852; позднее добавлены «Конец Чертопханова», 1872; «Живые мощи», «Стучит!», оба 1874), принёсшего Т. настоящую славу и закрепившего за ним репутацию одного из лучших рус. писателей. Т. соединил элементы этнографич. описания и нравоописания в традиции физиологического очерка с индивидуализацией и тонкой психологич. обрисовкой персонажей-крестьян, изображение мрачной и страшной стороны крепостного права – с поэзией нар. суеверий и лирич. описаниями природы. Во время пребывания за границей написана повесть «Дневник лишнего человека» (1850), рисующая «лишнего человека» не как исключительную или хотя бы яркую личность, а как слабое и несчастное существо. «Лишний человек» в самых разных вариациях станет любимым героем Тургенева.
В 1840-е гг. Т. обратился к драматургии, отмеченной реалистич. изображением быта и нравов, психологизмом и выразительностью речевых характеристик: пьесы «Безденежье» (1846), «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвётся», «Провинциалка» (обе 1851), «Месяц в деревне» (1855) и др. В 1852 в связи со смертью Н. В. Гоголя Т. написал некролог для «Санкт-Петербургских ведомостей», который был запрещён к изданию цензурой, но, несмотря на это, опубликован в газ. «Московские ведомости». По высочайшему повелению Т. был арестован, провёл месяц в заключении, где написал рассказ «Муму» (опубл. в 1854; прототипом вздорной барыни послужила мать Т.), а затем выслан в Спасское, где создал повесть «Постоялый двор» (опубл. в 1855), обращённую к крестьянской теме и высоко оценённую славянофилами. По возвращении в дек. 1853 из ссылки, которое состоялось благодаря хлопотам многих влиятельных знакомых, в т. ч. гр. А. К. Толстого, Т. до сер. 1856 жил в России. Его ближайшим лит. окружением стала редакция ж. «Современник», где он познакомился с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым, А. Н. Островским. Отношения с Толстым оказались недружественными и напряжёнными; в 1861 личный и идейный конфликт едва не привёл к дуэли, примирение состоялось только в 1878. Т. выступал и как лит. критик, публикуя статьи о произведениях В. И. Даля, Е. Тур, Островского, Ф. И. Тютчева.
Как романист Т. дебютировал в 1856 романом «Рудин» (прототипом гл. героя стал М. А. Бакунин). Присущие роману черты – выбор в качестве центр. персонажа героя-идеолога, наделённого чертами «лишнего человека», мотив испытания героя любовью и образ сильной, решительной и чистой девушки (т. н. тургеневской девушки), перед которой он пасует, великая тайна красоты и любви, а также пристальное внимание к различиям эпох и поколений, обсуждение животрепещущих вопросов обществ. жизни, неустроенность рос. действительности и безысходность попыток её изменить, будут в дальнейшем характерны в той или иной степени и для др. романов Т. Вариациями типа «лишнего человека» (на этот раз свободного от притязаний на идейную и социальную роль, но оказывающегося жертвой стечения обстоятельств) станут Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859) и болг. революционер Инсаров («Накануне», 1860), чуждый разъедающей рефлексии и слабости Рудина, но также бесцельно умирающий, не успев осуществить задуманное. По существу, «лишним человеком» оказывается не только Павел Петрович Кирсанов, но и его идейный антагонист и как будто бы антипод Евгений Базаров («Отцы и дети», 1862). Вариацией «лишнего человека» является и народник-революционер с «говорящей» фамилией Нежданов («Новь», 1877). Т. не видит глубины за идейными спорами либералов и консерваторов, поданных сатирически; подлинная драма – это едва было не потерянная любовь гл. героя Литвинова и Тани («Дым», 1867). В отличие от большинства рус. романистов 2-й пол. 19 в., изображавших героев в их попытке переделать мир и меняющих или старающихся изменить себя, Т. описывает трагич. коллизию героической, но бессмысленной смерти в противостоянии обстоятельствам. Счастье или хотя бы его подобие в мире романов Т. достижимы только для героев, принимающих жизнь как она есть, не претендующих в ней на важную роль (Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий в «Отцах и детях», Соломин в «Нови»). Галерею практически идеальных женских характеров, начиная с Натальи Ласунской («Рудин»), позднее пополнят Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), Елена Стахова («Накануне»), Таня («Дым»).
В июле 1856 Т. вновь уехал за границу; в 1857 посетил Великобританию, затем Германию, где по воспоминаниям почти двадцатилетней давности создаёт лирико-филос. повесть «Ася» (1858). В 1860 из-за неприятия опубликованной в «Современнике» статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», усмотревшего в романе «Накануне» призыв к рус. революции, Т. разрывает с журналом. Расхождение Т. с приверженным радикализму молодым поколением возросло после публикации романа «Отцы и дети», воспринятого радикальной критикой (исключение – Д. И. Писарев) как клевета на представителей демократич. лагеря.
Во 2-й пол. 1850-х – 1860-е гг. Т. оказывается вовлечён в полемику с А. И. Герценом о перспективах социального и политич. развития России. Как убеждённый западник и либерал, не принимающий революц. насилие, Т. считал, что Россия должна идти в своём развитии по пути зап. стран; отмену крепостного права он приветствовал, хотя и видел её изъяны. В письмах Герцену [особенно в письме от 26.9(8.10).1862], который крестьянскую реформу сначала приветствовал, а затем оценил негативно, утверждая необходимость социального переворота, Т. выступил против революции, за эволюционный путь развития России и реформы на основе будущей конституц. монархии, упрекал Герцена в непонимании народа, в славянофильской идеализации крестьянской общины и догматизме. Простой рус. народ, утверждал Т., начало косное, ставку надо делать на образованные слои, которые Герцен и его единомышленники третируют. Позднее, в романе «Дым», Т. в образе Губарева сатирически воплотил некоторые черты герценовского сподвижника и друга Н. П. Огарёва и остро критически оценил вложенные в его уста идеи «русского социализма», противопоставив им воззрения радикального западника Потугина.
Последние 20 лет жизни Т. жил преим. за границей – в Баден-Бадене и Париже. В позднем творчестве Т. появляются и возрастают мистич. мотивы: рассказы и повести «Собака» (1865), «История лейтенанта Ергунова» (1868), «Сон», «Рассказ отца Алексея» (оба 1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883): Т. словно возвращается к романтич. поэтике, характерной для его ранних произведений, и вместе с тем как бы предваряет неоромантич. мистику близящегося Серебряного века. Сквозная тема стихотворений в прозе «Senilia» (лат. «Старческие», 1877–82) – цикла, созвучного произведениям аналогичной формы раннего франц. модернизма, размышления о приближающейся смерти.
Получив широкое признание на родине, Т. стал одним из первых рус. писателей, чьё творчество уже при жизни автора было оценено на Западе. О Т. высоко отзывались Г. Флобер, Г. де Мопассан, бр. Гонкур, А. Доде; его влияние испытал Г. Джеймс. В 1878 совм. с В. Гюго председательствовал на Междунар. лит. конгрессе в Париже. Традиции прозы Т. прослеживаются в произведениях мн. рус. писателей (А. П. Чехова, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, В. В. Набокова), в т. н. «городской прозе» 2-й пол. 20 в. (Ю. В. Трифонов, В. С. Маканин и др.). Произведения Т. были многократно экранизированы и воплощены в театре.