АКСА́КОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АКСА́КОВ Константин Сергеевич [29.3(10.4).1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ. – 7(19). 12.1860, о. Занте, ныне Закинф, Греция; похоронен в Москве], рос. историк, писатель, филолог; один из идеологов славянофилов. Дворянин. Сын С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. Окончил словесное отделение Моск. ун-та (1835), ученик М. Т. Каченовского и Н. И. Надеждина; входил в кружок Н. В. Станкевича. С середины 1840-х гг. участник всех лит.- издат. предприятий славянофилов: печатался в «Моск. литературном и учёном сборнике» (1846–47), «Моск. сборнике» (1852), журнале «Рус. беседа», в 1857 фактич. редактор газеты «Молва».
А. – автор ряда работ по истории («Родовое или общественное явление было "изгой"?», 1850; «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», 1852; «О состоянии крестьян в Древней Руси», 1852–56; «Краткий исторический очерк Земских соборов», нач. 1850-х гг., и др.). В основе его концепции – признание историч. исключительности России. Он полагал, что до 9 в. осн. формой общежития у славян была «земля», «община». Внешняя опасность заставила славян призвать на защиту «государство» как необходимое средство сохранения «земли». Добровольное призвание варягов определило, по мнению А., особый путь историч. развития России, в которой народ и власть сосуществовали как «отдельные, но дружественные союзные силы» (в 16–17 вв. содружество нашло выражение в Земских соборах). Равновесие и гармония были разрушены реформами Петра I, поскольку преобразования коснулись лишь «верхних классов». В результате помещики оказались оторванными от «народа» и противопоставленными ему, возник конфликт между ними и крестьянами. Основой дальнейшего развития России, по мнению А., должно стать крестьянское общинное землевладение – одно из высших историч. достижений нац. жизни рус. народа. В «Записке о внутреннем состоянии России» (в 1855 А. подал её имп. Александру II; опубл. в 1881) резко критиковал «угнетательную систему», предлагал меры к восстановлению «древнего отношения государства и земли»: уничтожение крепостного права, созыв всесословного совещат. Земского собора, обеспечение свободы слова, мнений и др. А. считал также, что принятие славянами православия (по его мнению, единственно истинной формы христианства) положило непереходимую черту между Россией и католич. Западом; историч. роль («богоизбранность») России заключается в сохранении православия для всего человечества.
Как лирич. поэт А. дебютировал в 1832; переводил Ф. Шиллера, И. В. Гёте и др. Широкую известность приобрело не опубликованное при жизни А. стих. «Мой Марихен так уж мал, так уж мал» (1836), с некоторыми изменениями положенное на музыку П. И. Чайковским (1881). Славянофильские взгляды А. нашли отражение в его лит.-критич. статьях 1840-х гг.: он выступил против «оторванности от рус. земли» Ф. М. Достоевского и писателей натуральной школы; отрицательно отозвался о поэзии И. С. Тургенева, приветствуя в то же время его рассказ из нар. жизни «Хорь и Калиныч». В брошюре «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (1842) отметил воскрешение у Н. В. Гоголя древнего эпич. миросозерцания, которое пытался воплотить и в своём творчестве (драма «Освобождение Москвы в 1612 году», пост. 1850). Среди драматич. произведений А. – водевиль «Почтовая карета» (пост. 1846), комедия «Князь Луповицкий, или Приезд в деревню» (отд. изд. – 1857).
Лингвистич. труды А. посвящены исследованию грамматич. строя рус. яз. и содержат оригинальное понимание мн. категорий рус. грамматики. Он выступил с критич. разбором «Опыта исторической грамматики русского языка» Ф. И. Буслаева, с увлечением работал над собств. трудом «Опыт русской грамматики» (не завершён; опубл.: ч. 1, 1860).