Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕОНИ́ДОВ ЛЕОНИД МИРОНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 280

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Л. М. Леонидов в роли Плюшкина («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю).

ЛЕОНИ́ДОВ (наст. фам. Воль­фен­зон) Ле­о­нид Ми­ро­но­вич [22.5(3.6).1873, Одес­са – 6.8.1941, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1936). Уча­ст­во­вал в лю­би­тель­ских спек­так­лях одес­ско­го Об-ва изящ­ных ис­кусств. В 1894–95 иг­рал в труп­пе одес­ской Гор. нар. ау­ди­то­рии, взяв псевд. Л.; в 1895–1896 учил­ся в Моск. те­ат­раль­ном уч-ще. В 1896 по­сту­пил в труп­пу Н. Н. Со­лов­цо­ва (Одес­са, Ки­ев). Уже в эти го­ды об­на­ру­жи­лась ши­ро­та творч. диа­па­зо­на Л.: Тре­п­лев («Чай­ка» А. П. Че­хо­ва), Мур­за­вец­кий («Вол­ки и ов­цы» А. Н. Ост­ров­ско­го), Мол­ча­лин и Чац­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Ла­эрт («Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Рас­коль­ни­ков и Мыш­кин («Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» и «Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му). В 1901–1903 Л. – в Те­ат­ре Ф. А. Кор­ша в Мо­скве (Хле­ста­ков – «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля, Кон­стан­тин – «Де­ти Ва­ню­ши­на» С. А. Най­дё­но­ва, и др.). По при­гла­ше­нию Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко в 1903 всту­пил в труп­пу МХТ. Иг­ру Л., ак­тё­ра-тра­ги­ка, на­де­лён­но­го силь­ным и яр­ким тем­пе­ра­мен­том, от­ли­ча­ла так­же бы­то­вая, со­ци­аль­ная, пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­ность: Вась­ка Пе­пел («На дне» М. Горь­ко­го), Кас­сий («Юлий Це­зарь» Шек­спи­ра), Ло­па­хин («Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва), Че­ло­век («Жизнь Че­ло­ве­ка» Л. Н. Ан­д­рее­ва), Дмит­рий Ка­ра­ма­зов («Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» по Дос­то­ев­ско­му), Пер Гюнт («Пер Гюнт» Г. Иб­се­на) и др. В 1915 ушёл из МХТ. Уча­ст­во­вал в спек­так­лях 1-й Сту­дии МХТ. В 1920 вер­нул­ся в труп­пу МХАТа: Ка­ин («Ка­ин» Дж. Бай­ро­на), про­фес­сор Бо­ро­дин («Страх» А. Н. Афи­но­ге­но­ва), Плюш­кин («Мёрт­вые ду­ши» по Го­го­лю) и др. Глу­би­на и мас­штаб­ность за­мыс­ла, яс­ность и стро­гость фор­мы от­ли­ча­ли спек­так­ли, в соз­да­нии ко­то­рых Л. при­ни­мал уча­стие как ре­жис­сёр: «Пу­га­чёв­щи­на» К. А. Тре­нё­ва (1925, Л. в ро­ли Пу­га­чё­ва), «Зем­ля» Н. Е. Вир­ты (1937), «Дос­ти­га­ев и дру­гие» Горь­ко­го (1938). С 1935 пре­по­да­ва­тель и де­кан ак­тёр­ско­го ф-та ГИТИСа, в 1939–41 худ. рук.; с 1939 проф. Сни­мал­ся в ки­но: Иван Гроз­ный («Кры­лья хо­ло­па»), Гоб­сек («Гоб­сек») и др. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: Вос­по­ми­на­ния, ста­тьи, бе­се­ды, пе­ре­пис­ка, за­пис­ные книж­ки. М., 1960.

Лит.: Мар­ков П. А. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. М.; Л., 1939; Мас­те­ра МХАТ. М.; Л., 1939; Еже­год­ник МХТ. 1943. М., 1945; То же. 1944. М., 1946. Т. 1; Алей­ни­ков М. Н. Пу­ти со­вет­ско­го ки­но и МХАТ. М., 1947; Мо­с­ков­ский Ху­до­же­ст­вен­ный те­атр. 100 лет. М., 1998; Ро­га­чев­ский М. Л. Тра­ге­дия тра­ги­ка: Л. Лео­ни­дов. М., 1998.

Вернуться к началу