ОСТУ́ЖЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТУ́ЖЕВ (наст. фам. Пожаров) Александр Алексеевич [16(28).4.1874, Воронеж – 1.3.1953, Москва], рос. актёр, нар. арт. СССР (1937). Из семьи железнодорожника. Дебютировал в 1894 на сцене Воронежского театра. С 1896 учился на драматич. курсах Моск. театрального уч-ща (педагог А. П. Ленский). В 1898–1946 (с перерывом в 1901–02) в Малом театре. Среди первых ролей: Буланов («Лес» А. Н. Островского), Малькольм, Ромео («Макбет», «Ромео и Джульетта» У. Шекспира). Параллельно выступал в Новом театре (филиал Большого и Малого театров). В 1901–02 в Театре Корша (Фердинанд – «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, Мелузов – «Таланты и поклонники» Островского, Алексей – «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова). Совершенствуя редкий по красоте тембра голос, учился в т. ч. у Ф. И. Шаляпина. На формирование творческой личности О. значит. влияние оказало искусство П. С. Мочалова и М. Н. Ермоловой. Его герои – чистые, прекрасные люди, не терпящие лжи и стяжательства. В крупных работах яркого актёра героико-романтич. плана страстный пафос и темперамент сочетались с глубокой искренностью: Жадов, Незнамов («Доходное место», «Без вины виноватые» Островского), Освальд («Привидения» Г. Ибсена). Вершинами актёрского мастерства признаны вошедшие в золотой фонд отеч. театра образы Отелло и Уриэля Акосты, созданные О. в одноим. трагедиях Шекспира и К. Гуцкова. Среди др. ролей: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Фердинанд («Буря» Шекспира), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Теодоро («Собака на сене» Лопе Ф. де Веги Карпьо), Мешем («Стакан воды» Э. Скриба), Квазимодо («Собор Парижской Богоматери» по В. Гюго), Карл Моор («Разбойники» Шиллера). Несмотря на прогрессирующую глухоту (к 1910 потерял слух), О. продолжал выходить на сцену, выработав спец. систему приёмов. Работал на радио. Гос. пр. СССР (1943). Награждён орденами Ленина (1937, 1949).