Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ЛЛАС МАРИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 527

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КА́ЛЛАС (Callas; наст. фам. Ка­ло­ге­ро­пу­лу, Καλογεροπούλου) Ма­рия (2.12.1923, Нью-Йорк – 16.9.1977, Па­риж), греч. пе­ви­ца (ли­ри­ко-дра­ма­тич. со­пра­но), од­на из наи­бо­лее зна­чит. фи­гур в муз. куль­ту­ре 20 в. В 1937–45 жи­ла в Гре­ции, с 1937 учи­лась в Афин­ской конс. (с 1939 – у Э. де Идаль­го), в 1942–44 вы­сту­па­ла в афин­ских опер­ных те­ат­рах. Ус­пех К. при­нес­ла пар­тия Джо­кон­ды в од­но­им. опе­ре А. Пон­кь­ел­ли (1947, Аре­на-ди-Ве­ро­на). В кон. 1940-х гг. с ус­пе­хом га­ст­ро­ли­ро­ва­ла во мно­гих го­ро­дах Ита­лии. С 1951 со­ли­ст­ка те­ат­ра «Ла Ска­ла» (Ми­лан), в 1952 де­бю­ти­ро­ва­ла в лон­дон­ском те­ат­ре «Ко­вент-Гар­ден», в 1954 в Чи­каг­ской опе­ре, в 1956 в те­ат­ре «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ра» (Нью-Йорк). Пе­ла так­же на др. круп­ней­ших опер­ных сце­нах ми­ра. Рас­цвет ис­пол­ни­тель­ской карь­е­ры К. при­шёл­ся на 1-ю пол. 1950-х гг. По­сте­пен­но те­ряя го­лос, в 1965 К. пре­кра­ти­ла вы­сту­п­ле­ния на опер­ной сце­не, из­ред­ка вы­сту­пая с кон­цер­та­ми. По­след­ние го­ды жиз­ни про­ве­ла в Па­ри­же.

М. Каллас в роли Тоски («Тоска» Дж. Пуччини).

Уни­каль­ные при­род­ные дан­ные, вы­даю­щее­ся вир­ту­оз­ное и дра­ма­тич. мас­тер­ст­во по­зво­ля­ли К. в ран­ний пе­ри­од с рав­ным бле­ском ис­пол­нять пар­тии бель­кан­то и пар­тии ваг­не­ров­ских ге­ро­инь (Изоль­да в «Три­ста­не и Изоль­де», Брун­гиль­да в «Валь­ки­рии», Кун­д­ри в «Пар­си­фа­ле»); позд­нее К. со­сре­до­то­чи­лась на итал. ро­ман­тич. ре­пер­туа­ре. Луч­шие пар­тии: Нор­ма, Ме­дея, Тос­ка (од­но­им. опе­ры В. Бел­ли­ни, Л. Ке­ру­би­ни, Дж. Пуч­чи­ни), Ан­на Бо­лейн, Лю­чия де Лам­мер­мур (од­но­им. опе­ры Г. До­ни­цет­ти), Вио­лет­та и Ле­ди Мак­бет («Тра­виа­та» и «Мак­бет» Дж. Вер­ди). Не­од­но­крат­но сни­ма­лась в ки­но и на ТВ (как ки­но­ак­три­са – в за­глав­ной ро­ли в ф. «Ме­дея» П. П. Па­зо­ли­ни, 1969). Чл. жю­ри 4-го Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са им. П. И. Чай­ков­ско­го в Мо­ск­ве (1970). Со­хра­ни­лись мн. ау­дио­за­пи­си, ви­део­за­пи­си кон­цер­тов, фраг­мен­та «Тос­ки» (те­атр «Ко­вент-Гар­ден», по­ста­нов­ка Ф. Дзеф­фи­рел­ли). Со­глас­но за­ве­ща­нию К., её прах был раз­ве­ян над Эгей­ским мо­рем.

С 1982 в Афи­нах про­во­дит­ся Меж­ду­нар. кон­курс во­ка­ли­стов им. М. Кал­лас.

Лит.: Ти­мо­хин В. М. Кал­лас // Вы­даю­щие­ся италь­ян­ские пев­цы. М., 1962; Callas E. My daughter, M. Callas. N. Y., 1977; Ar­do­in J. The Callas legacy. L., 1982 [дис­ко­гра­фия]; Jelli­nek G. Callas: pórtrait of a prima donna. N. Y., 1986; Stancioff N. M. Callas remembe­red. L., 1988; Scott M. M. Meneghini Callas. L., 1991; Bret D. M. Callas: the tigress and the lamb. L.; N. Y., 1998; Galatopoulos S. M. Cal­las: sacred monster. N. Y., 1998; Petsalis-Dio­mi­dis N. The unknown Callas: the Greek years. N. Y., 2001; Дюф­рен К. М. Кал­лас. М., 2007.

Вернуться к началу