ДЗЕФФИРЕ́ЛЛИ ФРАНКО
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЗЕФФИРЕ́ЛЛИ (Zeffirelli; наст. имя и фам. Джанфранко Корси, Corsi) Франко (12.2.1923, Флоренция – 15.6.2019, Рим), итал. режиссёр, сценограф, сценарист. Изучал архитектуру, учился в Академии изящных искусств (Флоренция), работал на радио. Снялся в ф. «Депутатка Анджелина» Л. Дзампы; был ассистентом Л. Висконти («Земля дрожит», 1948; «Самая красивая», 1951; «Чувство», 1954). В 1958 поставил свой первый короткометражный фильм «Кемпинг». Известность принесли экранизации произведений У. Шекспира «Укрощение строптивой» (1967) и «Ромео и Джульетта» (1968). Влияние студенч. движения кон. 1960-х гг. проявилось в ф. «Брат Солнце, сестра Луна» (1972), в котором стилистика хиппи сочеталась с канонич. трактовкой образа св. Франциска Ассизского. В 1977 по заказу Ватикана поставил т/ф «Иисус из Назарета» – кинематографич. опыт совр. жития, сохранивший традиционное для католич. церкви толкование образа Христа. В 1979 снял в США мелодраму «Чемпион» (по созданному в 1931 одноим. фильму К. У. Видора). В фильмах Д., снятых в масштабной, подчёркнуто театрализованной манере, пристальное внимание к изысканной живописной композиции кадра сочетается со стремлением к максимально достоверной реконструкции быта историч. эпохи: «Бесконечная любовь» (1981), «Молодой Тосканини» (1988), «Гамлет» (1990), «Джейн Эйр» (1996), «Чай с Муссолини» (1999), «Каллас навсегда» (2002), «Братья» (2005). Автор сценариев и художник мн. своих фильмов. Работал в драматич. театрах Италии, Великобритании, Канады: «Ромео и Джульетта» (1960, 1964), «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби (1963), «После грехопадения» А. Миллера (1965), «Много шума из ничего» Шекспира (1965), «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо (1977), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1983) и др.
С нач. 1950-х гг. выступал как оперный режиссёр и сценограф. Известность ему принесли постановки опер «Золушка» Дж. Россини (1953, «Ла Скала», Милан) и «Тоска» Дж. Пуччини (1956, Парижская опера; в гл. партиях – М. Каллас, Т. Гобби). Среди др. постановок: «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло (все 1959, «Ковент-Гарден», Лондон), «Фальстаф» Дж. Верди (1964, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк), «Антоний и Клеопатра» С. Барбера (премьера, 1966, там же). Работал вместе с дирижёрами К. М. Джулини, Г. фон Караяном (в «Ла Скала»), К. Клайбером (в Венской гос. опере) и др. В 1965 экранизирована его знаменитая постановка «Богемы» Пуччини в «Ла Скала» (1963, дирижёр Караян, в гл. партиях – М. Френи, Дж. Раймонди, Р. Панераи). В жанре кинооперы Д. снял фильмы: «Паяцы» (1982, дирижёр Ж. Претр, в гл. ролях – Т. Стратас, П. Доминго, Х. Понс), «Сельская честь» (1982, дирижёр Претр, в гл. ролях – Е. В. Образцова, Доминго, Р. Брузон, Ф. Барбьери), «Травиата» (опера Дж. Верди; 1982, дирижёр Дж. Левайн, в гл. ролях – Стратас, Доминго, К. Макнил, в балетных сценах – Е. С. Максимова, В. В. Васильев), «Отелло» (опера Верди; 1986, дирижёр Л. Маазель, в гл. ролях – Доминго, К. Риччарелли, Х. Диас). В СССР и России были показаны оперы Дж. Пуччини – «Богема» (1964), «Турандот» (1989; обе – спектакли «Ла Скала»), «Тоска» (2002, спектакль Рим. оперы, дирижёр М. Стефанелли); Верди – «Травиата» (2003), «Аида» (2005; обе – дирижёр Стефанелли, спектакли Фонда А. Тосканини). Рыцарь-командор ордена Брит. империи (2004).