ВИ́ДОР КИНГ УОЛЛИС
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИ́ДОР (Vidor) Кинг Уоллис (8.2.1894, Галвестон, штат Техас – 1.11.1982, Пасо-Роблес, штат Калифорния), амер. режиссёр, продюсер. Бросив учёбу в Воен. академии в Техасе, стал снимать сюжеты для кинохроники. С 1915 в Голливуде, был оператором, статистом, сценаристом, помощником режиссёра. Первая постановка – ф. «Поворот на дороге» (1918). За ним последовала серия психологич. драм («Другая половина», 1919; «Семейная честь», 1920; «Любовь никогда не умирает», 1921), которые В. осуществил как независимый продюсер и режиссёр. Мировое признание В. принёс ф. «Большой парад» (1925) о событиях 1-й мировой войны. В ф. «Толпа» (1928) В. обратился к проблемам повседневной жизни «маленького человека», дав яркий образец реализма в амер. кино. Фильм «Аллилуйя» (1929), основанный на материале негритянского фольклора и впервые целиком сыгранный актёрами-неграми, отмечен стремлением к оригинальной разработке эстетич. возможностей синхронного звука. Фильм «Хлеб наш насущный» (1934, пр. Мкф в Венеции), созданный под прямым влиянием сов. киноклассики (С. М. Эйзенштейна, Д. Вертова, Ю. Я. Райзмана), призывал людей вернуться к земледельч. труду, объединиться в поисках выхода из экономич. кризиса. После успеха эпич. вестерна «Северо-западный путь» (1940) В. стал специализироваться на зрелищных постановках: «Дуэль на солнце» (1946), «Руби Джентри» (1952), «Человек без звезды» (1954), «Соломон и царица Савская» (1959). Экранизация романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (1956) отмечена проф. мастерством и значит. актёрскими работами О. Хепбёрн, М. Феррера, Г. Фонды, В. Гасмана. После 1959 В. ставил короткометражные эксперим. фильмы. Один из основателей амер. Гильдии режиссёров (1936). Преподавал в Калифорнийском ун-те Лос-Анджелеса. Спец. пр. «Оскар» (1978). Почётный приз Мкф в Москве (1979) и юбилейный приз Мкф в Венеции (1982) за вклад в развитие киноискусства.