Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ДОР КИНГ УОЛЛИС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 268

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




К. У. Видор. Кадр из фильма «Соломон и царица Савская». 1959.

ВИ́ДОР (Vidor) Кинг Уол­лис (8.2.1894, Гал­ве­стон, штат Те­хас – 1.11.1982, Па­со-Роб­лес, штат Ка­ли­фор­ния), амер. ре­жис­сёр, про­дю­сер. Бро­сив учё­бу в Во­ен. ака­де­мии в Те­ха­се, стал сни­мать сю­же­ты для ки­но­хро­ни­ки. С 1915 в Гол­ли­ву­де, был опе­ра­то­ром, ста­ти­стом, сце­на­ри­стом, по­мощ­ни­ком ре­жис­сё­ра. Пер­вая по­ста­нов­ка – ф. «По­во­рот на до­ро­ге» (1918). За ним по­сле­до­ва­ла се­рия пси­хо­ло­гич. драм («Дру­гая по­ло­ви­на», 1919; «Се­мей­ная честь», 1920; «Лю­бовь ни­ко­гда не уми­ра­ет», 1921), ко­то­рые В. осу­ще­ст­вил как не­за­ви­си­мый про­дю­сер и ре­жис­сёр. Ми­ро­вое при­зна­ние В. при­нёс ф. «Боль­шой па­рад» (1925) о со­бы­ти­ях 1-й ми­ро­вой вой­ны. В ф. «Тол­па» (1928) В. об­ра­тил­ся к про­бле­мам по­все­днев­ной жиз­ни «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка», дав яр­кий об­ра­зец реа­лиз­ма в амер. ки­но. Фильм «Ал­ли­луйя» (1929), ос­но­ван­ный на ма­те­риа­ле нег­ри­тян­ско­го фольк­ло­ра и впер­вые це­ли­ком сыг­ран­ный ак­тё­ра­ми-не­гра­ми, от­ме­чен стрем­ле­ни­ем к ори­ги­наль­ной раз­ра­бот­ке эс­те­тич. воз­мож­но­стей син­хрон­но­го зву­ка. Фильм «Хлеб наш на­сущ­ный» (1934, пр. Мкф в Ве­не­ции), соз­дан­ный под пря­мым влия­ни­ем сов. ки­но­клас­си­ки (С. М. Эй­зен­штей­на, Д. Вер­то­ва, Ю. Я. Рай­зма­на), при­зы­вал лю­дей вер­нуть­ся к зем­ле­дельч. тру­ду, объ­е­ди­нить­ся в по­ис­ках вы­хо­да из эко­но­мич. кри­зи­са. По­сле ус­пе­ха эпич. вес­тер­на «Се­ве­ро-за­пад­ный путь» (1940) В. стал спе­циа­ли­зи­ро­вать­ся на зре­лищ­ных по­ста­нов­ках: «Ду­эль на солн­це» (1946), «Ру­би Джен­три» (1952), «Че­ло­век без звез­ды» (1954), «Со­ло­мон и ца­ри­ца Сав­ская» (1959). Эк­ра­ни­за­ция ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Вой­на и мир» (1956) от­ме­че­на проф. мас­тер­ст­вом и зна­чит. ак­тёр­ски­ми ра­бо­та­ми О. Хеп­бёрн, М. Фер­ре­ра, Г. Фон­ды, В. Гас­ма­на. По­сле 1959 В. ста­вил ко­рот­ко­мет­раж­ные экс­пе­рим. филь­мы. Один из ос­но­ва­те­лей амер. Гиль­дии ре­жис­сё­ров (1936). Пре­по­да­вал в Ка­ли­фор­ний­ском ун-те Лос-Анд­же­ле­са. Спец. пр. «Ос­кар» (1978). По­чёт­ный приз Мкф в Мо­ск­ве (1979) и юби­лей­ный приз Мкф в Ве­не­ции (1982) за вклад в раз­ви­тие ки­но­ис­кус­ст­ва.

Соч.: A tree is a tree. N. Y., 1953; King Vidor on film making. N. Y., 1972.

Лит.: Denton C. K. Vidor. L., 1976.

Вернуться к началу