ВЕ́РТОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́РТОВ Дзига, Денис Аркадьевич (псевд.; наст. имя и фам. Давид Абелевич Кауфман) [21.12.1895(2.1.1896), Белосток – 12.2.1954, Москва], рос. режиссёр, сценарист, теоретик кино. Один из основоположников мировой кинодокументалистики. Учился в Петроградском психоневрологич. ин-те и Моск. ун-те. С 1918 в отделе хроники Москинокомитета. Монтировал первый сов. киножурнал «Кинонеделя» (1918–19). В годы Гражд. войны участвовал во фронтовых съёмках, руководил киновагонами и киноотделениями агитпоездов и агитпароходов. Фильмы «Годовщина революции» (1918, совм. с А. И. Савельевым), «Процесс Миронова» (1919), «Агитпоезд ВЦИК» (1921), «История Гражданской войны» (1922) и др. строились как информационно-событийные. Первые манифесты В. от имени созданной им группы «Киноки» – «Мы» (1922), «Киноки. Переворот» и «Новое течение в кинематографии» (оба 1923) – заложили основы теоретич. концепции В., которая в дальнейшем уточнялась и развивалась в его статьях и экранной практике. Суть теории составили две взаимосвязанные формулы – «Кино-Глаз» и «Кино-Правда»: глаз, вооружённый кинокамерой («Кино-Глаз»), должен не имитировать обыденное зрение, а с помощью разл. приёмов съёмки, монтажа, общей композиции фильма проникать в смысл фактов, воссоздавая тем самым правду на экране («Кино-Правду»). В. уже в первых новаторских работах – киножурнале «Кино-Правда» (23 выпуска, 1922–25) и ф. «Кино-Глаз» (серебряная медаль Парижской всемирной выставки, 1925) – стремился к слиянию факта с образом, документа с иск-вом, к значительным худож. обобщениям. В фильмах «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира» (оба 1926) революц. пафос передан в динамике худож.-выразительных кадров и поэтич. строе титров. В ф. «Одиннадцатый» (1928) словесный комментарий вытеснен монтажом. «Человек с киноаппаратом» (1929) – виртуозный эксперимент в области «кинописи»: музыкально-поэтич. рассказ о летнем дне города опирается на пластич. совершенство изображения и монтажные ассоциации, становясь «внутренним монологом» лирич. героя. Разгромленный в СССР за «формализм», фильм имел широкий междунар. резонанс. В «Симфонии Донбасса» («Энтузиазм», 1930) В. впервые в отеч. документальном кино использовал звук, реализовал важнейшее теоретич. положение о «синхронной съёмке» (не просто технологич. совмещении звука и изображения, но адекватности произносимого текста мыслям, чувствам, внутр. состоянию персонажа). И в этих, и в следующих фильмах В. («Три песни о Ленине», 1934; «Колыбельная», 1937), запечатлевших определённые историч. отрезки жизни страны, разнообразные пластич., поэтически-музыкальные, ритмич. и иные худож. решения направлены на «расшифровку действительности». В последние 10 лет жизни В. лишь время от времени монтировал отд. номера киножурнала «Новости дня», не получая права на съёмки. Творчество В. оказало значит. влияние на отеч. и мировую кинодокументалистику 2-й пол. 20 в. Среди др. фильмов: «Серго Орджоникидзе» (1937, совм. с Я. М. Блиохом), «Три героини» (1938), «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Тебе, фронт» (1943), «В горах Алатау» и «Клятва молодых» (оба 1944).