Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЙЗЕНШТЕ́ЙН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 228-229

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ЭЙЗЕНШТЕ́ЙН Сер­гей Ми­хай­ло­вич [10(22).1.1898, Ри­га – 11.2.1948, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, тео­ре­тик ки­но, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1935). В 1921–1922 учил­ся в Гос. выс­ших ре­жис­сёр­ских мас­тер­ских под рук. В. Э. Мей­ер­холь­да, вы­сту­пал как те­ат­раль­ный ху­дож­ник. В 1923–24 ру­ко­во­ди­тель Те­ат­раль­ных мас­тер­ских Про­лет­куль­та. В 1923 вы­дви­нул тео­рию «монтажа ат­трак­цио­нов» (воз­дей­ст­вие на зри­те­ля ря­дом удар­ных сцен, вы­би­ваю­щих его из при­выч­но­го рит­ма вос­при­ятия и соз­даю­щих макс. эф­фект вы­ра­зи­тель­но­сти). На ос­но­ве это­го ме­то­да по­ста­вил аги­тац. дей­ст­ва с эле­мен­та­ми эс­т­ра­ды и цир­ка «Муд­рец» (1923, ва­риа­ция на те­мы А. Н. Ост­ров­ско­го) и «Слы­шишь, Мо­ск­ва?» С. М. Треть­я­ко­ва (1923), а так­же экс­пе­рим. спек­такль «Про­ти­во­га­зы» Треть­я­ко­ва (1924), где вы­нес на ре­аль­ный за­вод сце­нич. дей­ст­вие, в ко­то­ром пуб­ли­ка сли­ва­лась с на­стоя­щи­ми ра­бо­чи­ми и ак­тё­ра­ми, ис­пол­няв­ши­ми их ро­ли. В 1924 по­ста­вил ф. «К дик­та­ту­ре» («Стач­ка»), от­ли­чав­ший­ся яр­кой энер­ге­ти­кой, ост­ро­той пре­дель­но вы­ра­зи­тель­ных опе­ра­тор­ских ра­кур­сов, сме­ло­стью в соз­да­нии ав­тор­ско­го ху­дож. ми­ра и зна­ме­но­вав­ший но­вые прин­ци­пы и под­хо­ды к со­зда­нию ки­не­ма­то­гра­фич. про­стран­ст­ва. За­ду­ман­ный как ис­то­ри­ко-ре­во­люц. пла­кат о про­ва­ле пер­вых ра­бо­чих дви­же­ний, он пре­вра­тил­ся в гро­те­ско­вую фре­ску о вздыб­лен­ной рос. ре­аль­но­сти нач. 20 в. Ши­ро­чай­ший ме­ж­ду­нар. ре­зо­нанс вы­звал ф. «Бро­не­но­сец "По­тём­кин"» (1925). Бли­ста­тель­но вы­ве­рен­ный по пла­сти­ке и мон­та­жу, он рас­ска­зал о вос­ста­нии мат­ро­сов 1905 язы­ком ки­не­ма­то­гра­фич. экс­прес­сио­низ­ма, сде­лав Э. наи­бо­лее зна­чит. ре­жис­сё­ром 1920-х гг., а соз­дан­ный им ки­но­язык – при­ори­тет­ной эк­ран­ной эс­те­ти­кой вре­ме­ни. В том же клю­че снят ф. «Ок­тябрь» (1927). Ран­ние лен­ты Э. мно­го­фи­гур­ны, ли­ше­ны при­выч­но­го нар­ра­тив­но­го сю­же­та, а «глав­ным ге­ро­ем» в них яв­ля­ет­ся вос­став­шая нар. мас­са. В 1929–32 Э. (вме­сте с Г. В. Алек­сан­д­ро­вым и Э. К. Тис­сэ) ко­ман­ди­ро­ван за гра­ни­цу, где пы­тал­ся осу­ще­ст­вить ряд про­ек­тов в Ев­ро­пе и Гол­ли­ву­де, и по­сле го­да ра­бо­ты в Мек­си­ке соз­дал ху­дож.-до­ку­мен­таль­ную ки­но­фре­ску о нац.-ос­во­бо­дит. борь­бе «Да здрав­ст­ву­ет Мек­си­ка!» (1932, совм. с Алек­сан­д­ро­вым). По воз­вра­ще­нии в СССР при­сту­пил к съём­кам ф. о Пав­ли­ке Мо­ро­зо­ве «Бе­жин луг», ко­то­рый, по за­мыс­лу ре­жис­сё­ра, дол­жен был стать на­пол­нен­ной ре­лиг. мо­ти­ва­ми пан­теи­стич. эле­ги­ей о тра­гич. про­ти­во­стоя­нии тра­диц. об­щин­но­го рус. соз­на­ния с но­вым, со­вет­ским, идео­ло­ги­че­ски оп­ре­де­лён­ным. Под­верг­ну­тый рез­кой кри­ти­ке фильм ос­та­нов­лен на ста­дии про­извод­ст­ва. В 1938 в жан­ре олео­гра­фи­ческой «ки­но­опе­ры» Э. снял ис­то­рич. кар­ти­ну «Алек­сандр Нев­ский» (Гос. пр. СССР, 1941). Фильм «Иван Гроз­ный» (1945, 1-я се­рия; Гос. пр. СССР, 1946), в те­ат­раль­но-гро­те­ско­вой фор­ме, с ис­поль­зо­ва­ни­ем при­выч­ных ре­жис­сё­ру экс­прес­сио­ни­стич. приё­мов рас­ска­зы­ваю­щий о дра­ме рус. ца­ря, под влия­ни­ем ис­то­рич. об­стоя­тельств вы­ну­ж­ден­но­го пре­вра­тить­ся в ти­ра­на и стать за­лож­ни­ком собств. вла­сти, явил­ся ал­лю­зи­ей на прав­ле­ние И. В. Ста­ли­на, ока­зав­шись свое­об­раз­ным «вы­зо­вом» во­ж­дю. Сня­тая то­гда же 2-я се­рия филь­ма вы­шла на эк­ра­ны лишь в 1958. Твор­че­ст­во Э. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа. С 1928 пре­по­да­вал в Гос. тех­ни­ку­ме ки­не­ма­то­гра­фии (позд­нее ВГИК), проф. (с 1937). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1939).

Соч.: Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1964–1971. Т. 1–6; Ме­муа­ры. М., 1997. Т. 1–2; Мон­таж. М., 2000; Ме­тод. М., 2002. Т. 1–2; Не­рав­но­душ­ная при­ро­да. М., 2004–2006. Т. 1–2.

Лит.: Шклов­ский В. Б. Их на­стоя­щее. М.; Л., 1927; он же. Эй­зен­штейн. 2-е изд. М., 1976; Виш­нев­ский В. В. Эй­зен­штейн. М., 1939; Ют­ке­вич С. И. С. Эй­зен­штейн // Ют­ке­вич С. И. Кон­тра­пункт ре­жис­се­ра. М., 1960; Коз­лов Л. Эй­зен­штейн о цве­те в ки­но // Во­про­сы ки­но­ис­кус­ст­ва. М., 1960. Вып. 4; Эй­зен­штейн в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1974; Юре­нев Р. Н. С. Эй­зен­штейн: За­мыс­лы. Филь­мы. Ме­тод. М., 1985; Те­ат­раль­ные тет­ра­ди С. М. Эй­зен­штей­на («За­мет­ки ка­са­тель­но те­ат­ра» и дру­гие за­пи­си) // Мне­мо­зи­на. До­ку­мен­ты и фак­ты из ис­то­рии оте­че­ст­вен­но­го те­ат­ра ХХ ве­ка. М., 2000. Вып. 2; Ри­сун­ки С. Эй­зен­штей­на, 1942–1944: Кол­лек­ция Л. Нау­мо­вой. М., 2004; За­бро­дин В. Эй­зен­штейн: по­пыт­ка те­ат­ра: ста­тьи, пуб­ли­ка­ции. М., 2005; Ро­шаль Л. М. Го­ре уму, или Эй­зен­штейн и Мей­ер­хольд: Двой­ной порт­рет на фо­не эпо­хи. М., 2007; «Все ве­ли­кое про­сто». С. М. Эй­зен­штейн о те­ат­ре // Мне­мо­зи­на. До­ку­мен­ты и фак­ты из ис­то­рии оте­че­ст­вен­но­го те­ат­ра ХХ ве­ка. М., 2009. Вып. 4; С. Эй­зен­штейн: Кон­фликт // Фор­маль­ный ме­тод: Ан­то­ло­гия рус­ско­го мо­дер­низ­ма. М., 2016. Т. 1; Куш­ни­ров М. А. Эй­зен­штейн. М., 2016.

Вернуться к началу