ЭЙЗЕНШТЕ́ЙН
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЙЗЕНШТЕ́ЙН Сергей Михайлович [10(22).1.1898, Рига – 11.2.1948, Москва], рос. режиссёр, теоретик кино, засл. деят. искусств РСФСР (1935). В 1921–1922 учился в Гос. высших режиссёрских мастерских под рук. В. Э. Мейерхольда, выступал как театральный художник. В 1923–24 руководитель Театральных мастерских Пролеткульта. В 1923 выдвинул теорию «монтажа аттракционов» (воздействие на зрителя рядом ударных сцен, выбивающих его из привычного ритма восприятия и создающих макс. эффект выразительности). На основе этого метода поставил агитац. действа с элементами эстрады и цирка «Мудрец» (1923, вариация на темы А. Н. Островского) и «Слышишь, Москва?» С. М. Третьякова (1923), а также эксперим. спектакль «Противогазы» Третьякова (1924), где вынес на реальный завод сценич. действие, в котором публика сливалась с настоящими рабочими и актёрами, исполнявшими их роли. В 1924 поставил ф. «К диктатуре» («Стачка»), отличавшийся яркой энергетикой, остротой предельно выразительных операторских ракурсов, смелостью в создании авторского худож. мира и знаменовавший новые принципы и подходы к созданию кинематографич. пространства. Задуманный как историко-революц. плакат о провале первых рабочих движений, он превратился в гротесковую фреску о вздыбленной рос. реальности нач. 20 в. Широчайший междунар. резонанс вызвал ф. «Броненосец "Потёмкин"» (1925). Блистательно выверенный по пластике и монтажу, он рассказал о восстании матросов 1905 языком кинематографич. экспрессионизма, сделав Э. наиболее значит. режиссёром 1920-х гг., а созданный им киноязык – приоритетной экранной эстетикой времени. В том же ключе снят ф. «Октябрь» (1927). Ранние ленты Э. многофигурны, лишены привычного нарративного сюжета, а «главным героем» в них является восставшая нар. масса. В 1929–32 Э. (вместе с Г. В. Александровым и Э. К. Тиссэ) командирован за границу, где пытался осуществить ряд проектов в Европе и Голливуде, и после года работы в Мексике создал худож.-документальную кинофреску о нац.-освободит. борьбе «Да здравствует Мексика!» (1932, совм. с Александровым). По возвращении в СССР приступил к съёмкам ф. о Павлике Морозове «Бежин луг», который, по замыслу режиссёра, должен был стать наполненной религ. мотивами пантеистич. элегией о трагич. противостоянии традиц. общинного рус. сознания с новым, советским, идеологически определённым. Подвергнутый резкой критике фильм остановлен на стадии производства. В 1938 в жанре олеографической «кинооперы» Э. снял историч. картину «Александр Невский» (Гос. пр. СССР, 1941). Фильм «Иван Грозный» (1945, 1-я серия; Гос. пр. СССР, 1946), в театрально-гротесковой форме, с использованием привычных режиссёру экспрессионистич. приёмов рассказывающий о драме рус. царя, под влиянием историч. обстоятельств вынужденного превратиться в тирана и стать заложником собств. власти, явился аллюзией на правление И. В. Сталина, оказавшись своеобразным «вызовом» вождю. Снятая тогда же 2-я серия фильма вышла на экраны лишь в 1958. Творчество Э. оказало значит. влияние на развитие мирового кинематографа. С 1928 преподавал в Гос. техникуме кинематографии (позднее ВГИК), проф. (с 1937). Награждён орденом Ленина (1939).