Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́ЙЗМАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 184-185

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

РА́ЙЗМАН Юлий Яков­ле­вич [2(15).12.1903, Мо­ск­ва – 11.12.1994, там же], рос. ре­жис­сёр, нар. арт. Латв. ССР (1949), нар. арт. СССР (1964), Ге­рой Соц. Тру­да (1973). В 1924, по окон­ча­нии МГУ, лит. кон­суль­тант на ки­но­сту­дии «Меж­раб­пом-Русь», с 1925 ас­си­стент ре­жис­сёра. Ре­жис­сёр­ский де­бют – «Круг» (1927, с А. О. Гав­рон­ским). Пла­кат­но-экс­прес­сио­ни­сти­ч. крас­ки филь­мов «Ка­тор­га» (1928) и «Зем­ля жа­ж­дет» (1930) сме­ни­ли ли­ри­ко-ро­ман­тич. на­строе­ние и им­прес­сио­низм ф. «Лёт­чи­ки» (1935). На­чи­ная с ф. «По­след­няя ночь» (1937, Гос. пр. СССР, 1941) скла­ды­вал­ся ре­жис­сёр­ский по­черк Р., стре­мив­ше­го­ся, во­пре­ки ка­но­ну со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, по­ка­зать под­лин­ную слож­ность ми­ра, где у ка­ж­до­го своя прав­да, и че­рез ча­ст­ное бы­тие вый­ти к ши­ро­ким со­ци­аль­ным обоб­ще­ни­ям. Рез­ко вы­де­ля­лась на фо­не ки­не­ма­то­гра­фа кон. 1930-х гг. воль­ная вер­сия ро­ма­на М. А. Шо­ло­хо­ва «Под­ня­тая це­ли­на» (1940). Ред­кий для сво­его вре­ме­ни об­ра­зец пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­мы без нра­во­уче­ний и ха­рак­тер­ных штам­пов – «Ма­шень­ка» (1942, Гос. пр. СССР, 1943). Но­вый тип жен­ско­го ха­рак­те­ра вы­ве­ден в ф. «По­езд идёт на Вос­ток» (1948): не­од­но­знач­ный об­раз ге­рои­ни чрез­вы­чай­но при­вле­ка­те­лен. По­сле вы­ну­ж­ден­но конъ­юнк­тур­ных про­из­ве­де­ний («Рай­нис», 1949, Гос. пр. СССР, 1950; «Ка­ва­лер Зо­ло­той Звез­ды», 1951, Гос. пр. СССР, 1952, Гран-при Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри) Р. по­ста­вил пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­му «Урок жиз­ни» (1955) и од­ну из ле­ген­дар­ных лент эпо­хи – «Ком­му­нист» (1958) – о дра­ме че­ст­но­го идеа­ли­ста. Аг­рес­сив­ность за­штам­по­ван­но­го нар. соз­на­ния ис­сле­ду­ет­ся в ф. «А ес­ли это лю­бовь?» (1962), бес­пер­спек­тив­ность сов. сис­те­мы хо­зяй­ст­во­ва­ния – в ф. «Твой со­вре­мен­ник» (1968, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). По­сле по­ли­тич. прит­чи «Ви­зит веж­ли­во­сти» (1973) Р. ста­вил пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­мы («Стран­ная жен­щи­на», 1978; «Ча­ст­ная жизнь», 1982, Гос. пр. СССР, 1983; «Вре­мя же­ла­ний», 1984, Гос. пр. РСФСР, 1986), кон­ста­ти­ро­вав­шие кри­зис в об­ще­ст­ве позд­не­го «за­стоя». Сре­ди др. филь­мов: «Рас­сказ об Ума­ре Хап­цо­ко» (1932), «Не­бо Мо­ск­вы» (1944), до­ку­мен­таль­ные филь­мы «К во­про­су о пе­ре­ми­рии с Фин­лян­ди­ей» (1945, Гос. пр. СССР, 1946), «Бер­лин» (1945, Гос. пр. СССР, 1946; пр. Мкф в Кан­не). Вы­сту­пал так­же как сце­на­рист. В 1952–60 пре­по­да­вал во ВГИКе, проф. (1960). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1967, 1973).

Соч.: Вче­ра и се­го­дня: [Рас­сказ о твор­че­ском пу­ти]. М., 1969.

Лит.: Зак М. Е. Ю. Рай­зман. М., 1962; Ры­бак Л. А. В кад­ре – ре­жис­сер. М., 1974; Зор­кая Н. Рай­зман: Сгу­ст­ки ис­то­рии // Ис­кус­ст­во ки­но. 2004. № 2.

Вернуться к началу