Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛА́ЙБЕР КАРЛОС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 211

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова
К. Клайбер.

КЛА́ЙБЕР (Kleiber) Кар­лос (Карл Люд­виг) (3.7.1930, Бер­лин – 13.7.2004, Конь­ши­ца, близ Ли­тии, Сло­ве­ния), австр. ди­ри­жёр. Сын Э. Клай­бе­ра. С 1940 жил в Ар­ген­ти­не, Чи­ли, на Ку­бе и в США. Сис­те­ма­тич. муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил, в 1950–51 брал уро­ки фп. и муз. тео­рии в Бу­энос-Ай­ре­се. Де­бю­ти­ро­вал в 1952 в те­ат­ре г. Ла-Пла­та, в Ев­ро­пе – в 1953 (Мюн­хен). Муз. рук. опер­ных те­ат­ров Дюс­сель­дор­фа (1956–64), Цю­ри­ха (1964–66) и Штут­гар­та (1966–73), про­сла­вил­ся как опер­ный ди­ри­жёр. С ус­пе­хом вы­сту­пал на Эдин­бург­ском (1966) и Бай­рёйт­ском (1974–76) фес­ти­ва­лях, ди­ри­жи­ро­вал спек­так­ля­ми в Ба­вар­ской гос. опе­ре в Мюн­хе­не (1968–88), Вен­ской гос. опе­ре (1973–85), с 1974 со­труд­ни­чал с те­ат­ра­ми «Ла Ска­ла» (Ми­лан) и «Ко­вент-Гар­ден» (Лон­дон). В 1977 де­бю­ти­ро­вал в США («Опе­ра Сан-Фран­цис­ко»), ра­бо­тал так­же в те­ат­ре «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ра» (Нью-Йорк). Кон­церт­ную дея­тель­ность на­чал в 1967 с Мюн­хен­ским фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ром. Ди­ри­жи­ро­вал Ба­вар­ским гос. ор­ке­ст­ром (с 1970), Бер­лин­ским (с 1982) и Вен­ским (с 1989) фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ра­ми. В 1980 по­лу­чил австр. гра­ж­дан­ст­во. В 1990-е гг. ред­ко вы­сту­пал пе­ред пуб­ли­кой, в по­след­ний раз – в 1999 с Сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром Ба­вар­ско­го ра­дио.

Один из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных и не­ор­ди­нар­ных ди­ри­жё­ров 2-й пол. 20 в., его твор­че­ский стиль от­ли­чал­ся яр­кой эмо­цио­наль­но­стью и ар­ти­стич­но­стью. Стре­мясь как мож­но точ­нее во­пло­тить ав­тор­ский за­мы­сел, К. ра­бо­тал над мель­чай­ши­ми ню­ан­са­ми пар­ти­ту­ры, с чем свя­за­на его ре­пу­та­ция при­дир­чи­во­го ру­ко­во­ди­те­ля и «пер­фек­цио­ни­ста». Ос­но­ва ре­пер­туа­ра – про­из­ве­де­ния ком­по­зи­то­ров 18–19 вв., в осн. ав­ст­ро-нем. ро­ман­ти­ков; из му­зы­ки 20 в. К. пред­по­чи­тал отд. со­чи­не­ния Р. Штрау­са и И. Ф. Стра­вин­ско­го. Не­мно­го­числ. ау­дио- и ви­део­за­пи­си вклю­ча­ют опе­ры «Воль­ный стре­лок» К. М. фон Ве­бе­ра, «Кар­мен» Ж. Би­зе (реж. Ф. Дзеф­фи­рел­ли), «Тра­виа­та» Дж. Вер­ди, опе­рет­ту «Ле­ту­чая мышь» И. Штрау­са, из­бран­ные сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на, И. Брам­са, Ф. Шу­бер­та, А. П. Бо­ро­ди­на, фп. кон­церт А. Двор­жа­ка (со­лист – С. Т. Рих­тер).

Лит.: Ви­чев Т. Ера­та Клай­бер. 2 изд. Со­фия, 2003; Balestrazzi M. C. Kleiber: Angelo o de­mo­ne? Palermo, 2006; Fischer J. M. C. Klei­ber – der skrupulöse Exzentriker. Gött., 2007; Werner A. C. Kleiber: eine Biografie. Mainz, 2008.

Вернуться к началу