Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛА́ЙБЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 212

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

КЛА́ЙБЕР (Kleiber) Эрих (5.8.1890, Ве­на – 27.1.1956, Цю­рих), австр. ди­ри­жёр. Отец К. Клай­бе­ра. В 1908–11 обу­чал­ся в Праж­ской конс. по клас­сам скрип­ки, ком­по­зи­ции и ди­ри­жи­ро­ва­ния, од­но­вре­мен­но изу­чал фи­ло­со­фию и ис­то­рию иск-ва в ун-те. Де­бю­ти­ро­вал как хо­ро­вой ди­ри­жёр в праж­ском Не­мец­ком те­ат­ре (1911). В 1912–19 ка­пель­мей­стер в При­двор­ном те­ат­ре Дарм­штад­та. Ра­бо­тал ди­ри­жё­ром в те­ат­рах Бар­мен-Эль­бер­фель­да (ны­не Вуп­пер­таль; 1919–21), Дюс­сель­дор­фа (1921–22), Ман­гей­ма (1922–23). В 1923–34 муз. рук. Не­мец­кой гос. опе­ры в Бер­ли­не, где ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­ра­ми опер «Ук­ре­п­лён­ный за­мок» Э. Кше­не­ка (1924), «Воц­цек» А. Бер­га (1925), «Хри­сто­фор Ко­лумб» Д. Мийо (1930); впер­вые в Гер­ма­нии ис­пол­нил опе­ры «Ену­фа» Л. Яна­че­ка (1924) и «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (1926), ба­лет «Ис­то­рия сол­да­та» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1925). К ра­бо­те в те­ат­ре при­вле­кал ху­дож­ни­ков-экс­прес­сио­ни­стов и ку­би­стов, в оформ­ле­нии спек­так­лей при­ме­нял ки­но­про­ек­тор. В 1927 ди­ри­жи­ро­вал опе­рой «Кар­мен» Ж. Би­зе в Боль­шом те­ат­ре (Мо­ск­ва) и Ма­лом опер­ном те­ат­ре (Ле­нин­град). Из-за не­при­ятия куль­тур­ной по­ли­ти­ки на­цис­тов доб­ро­воль­но ос­та­вил свой пост в Не­мец­кой гос. опе­ре и в 1935 эмиг­ри­ро­вал из Гер­ма­нии на Ку­бу, за­тем в Ар­ген­ти­ну (поч. гра­ж­дан­ст­во с 1938). В 1937–49 ра­бо­тал в те­ат­ре «Ко­лон» (Бу­энос-Ай­рес). В 1943–47 вы­сту­пал с Фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ром в Га­ва­не, кон­цер­ти­ро­вал в стра­нах Лат. Аме­ри­ки и в США. С 1948 во­зоб­но­вил вы­сту­п­ле­ния в Ев­ро­пе: в те­ат­ре «Ко­вент-Гар­ден» (1950–53), Вен­ской гос. опе­ре (1951), на фес­ти­ва­ле «Фло­рен­тий­ский му­зы­каль­ный май» (1951; ди­ри­жи­ро­вал опе­ра­ми «Си­ци­лий­ская ве­чер­ня» Дж. Вер­ди и «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» Й. Гайд­на; в гл. ро­лях – М. Кал­лас). В 1954–55 вновь муз. рук. Не­мец­кой гос. опе­ры в Бер­ли­не. Га­ст­ро­ли­ро­вал с луч­ши­ми ор­ке­ст­ра­ми ми­ра.

Как ди­ри­жёр К. про­дол­жал тра­ди­ции Г. Ма­ле­ра, стре­мил­ся к муз.-дра­ма­тич. це­ло­ст­но­сти ис­пол­няе­мых про­из­ве­де­ний. Один из круп­ней­ших ин­тер­пре­та­то­ров ав­ст­ро-нем. опер­ной и сим­фо­нич. му­зы­ки, по­пу­ля­ри­зи­ро­вал совр. ком­по­зи­то­ров. Осу­ще­ст­вил зву­ко­за­пись всех сим­фо­ний Л. ван Бет­хо­ве­на (1949–55). Сре­ди мно­го­числ. за­пи­сей: му­зы­ка ба­ле­та «Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 4-я и 6-я сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го.

Лит.: Russell J. E. Kleiber: a memoir. N. Y., 1981; Ви­чев Т. Ера­та Клай­бер. 2 изд. Со­фия, 2003.

Вернуться к началу