Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́ЙНХАРДТ РАЙНХАРДТ МАКС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 350

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Варенникова

РЕ́ЙНХАРДТ, Рай­нхардт (Reinhardt) Макс (наст. имя и фам. Мак­си­ми­ли­ан Гольд­ман, Goldmann) (9.9.1873, Ба­ден, Ав­ст­рия – 31.10.1943, Нью-Йорк, США), австр. и нем. ре­жис­сёр. Учил­ся ак­тёр­ско­му мас­тер­ст­ву в Ве­не у М. Штре­бе­ра и Э. Бюр­дэ. С нач. 1890-х гг. иг­рал в те­ат­рах Ве­ны, Бра­ти­сла­вы, Бу­да­пеш­та, Дрез­де­на, Зальц­бур­га, Пра­ги. Па­рал­лель­но в 1894–1903 в «Не­мец­ком те­ат­ре» О. Бра­ма. В 1901 от­крыл в Бер­ли­не ка­ба­ре «Шум и дым» (с 1902 «Ма­лый те­атр»). С 1903 ак­тёр и ре­жис­сёр «Ма­ло­го те­ат­ра» и «Но­во­го те­ат­ра» (здесь в 1905 по­ста­вил «Сон в лет­нюю ночь» У. Шек­спи­ра, где впер­вые ис­поль­зо­вал вра­щаю­щую­ся сце­ну – т. н. кру­го­вая ре­жис­су­ра). В 1905–1933 (с пе­ре­ры­ва­ми) воз­глав­лял «Не­мец­кий те­атр» (ста­вил в осн. клас­си­ку), ор­га­ни­зо­вал при нём ак­тёр­скую шко­лу. В 1906 от­крыл ря­дом Ка­мер­ную сце­ну («Кам­мер­шпи­ле» с совр. ре­пер­туа­ром), то­гда же по­ста­вил там один из са­мых зна­чит. спек­так­лей это­го вре­ме­ни «Про­бу­ж­де­ние вес­ны» Ф. Ве­де­кин­да. Сре­ди луч­ших по­ста­но­вок: «Ноч­леж­ка» («На дне») М. Горь­ко­го (1903), «Гам­лет» У. Шек­спи­ра (1904, 1910), «Пе­ред за­хо­дом солн­ца» Г. Га­упт­ма­на (1932), спек­так­ли по про­из­ве­де­ни­ям нем. и ми­ро­вой клас­си­ки, пье­сы ан­тич­ных ав­то­ров и совр. дра­ма­тур­гов. Ста­вил спек­так­ли на аре­не цир­ка, в мю­зик-хол­лах («Царь Эдип» Со­фок­ла – Г. фон Гоф­ман­ста­ля, 1910, «Нойе мюн­хе­нер мю­зик-холл» и цирк Чи­ни­зел­ли; «Ми­ракль» по пье­се «Се­ст­ра Бе­ат­рис» М. Ме­тер­лин­ка, 1911, «Олим­пия-холл», Лон­дон), на гор. пло­ща­дях (мис­те­рия «Ка­ж­дый че­ло­век», 1920, Зальц­бург). В 1910–30-х гг. ру­ко­во­дил разл. те­ат­рами Бер­ли­на и Ве­ны. В 1912–1915 так­же при­гла­шён­ный ре­жис­сёр в Па­ри­же, Нью-Йор­ке, Сток­голь­ме, Кри­стиа­нии. Один из ини­циа­то­ров Зальц­бург­ско­го фес­ти­ва­ля. По­сле при­хо­да к вла­сти в Гер­ма­нии на­цио­нал-со­циа­ли­стов в 1933 уе­хал в Ав­ст­рию, в 1934 под­пи­сал кон­тракт с гол­ли­вуд­ской ки­но­сту­дией «War­ner Brothers» (на­чи­нал в ки­но в 1910-х гг.), в 1935 совм. с У. Ди­тер­ле снял ф. «Сон в лет­нюю ночь». В 1937 эмиг­ри­ро­вал в США. В 1938 от­крыл мас­тер­скую сце­ни­че­ско­го, ки­но- и ра­дио­искус­ст­ва в Гол­ли­ву­де.

Один из круп­ней­ших ре­жис­сё­ров-ре­фор­ма­то­ров, Р. со­вме­щал в сво­ём твор­че­ст­ве разл. приё­мы и сти­ли­сти­ки. Со­зна­тель­но ухо­дя от лю­бых ус­то­яв­ших­ся схем, стре­мил­ся дос­тичь то­таль­но­го воз­дей­ст­вия на зри­те­ля, при­ме­няя все воз­мож­ные сред­ст­ва (изо­бре­та­тель­ная, под­чёрк­ну­то де­ко­ра­тив­ная сце­но­гра­фия, вни­ма­ние к иг­ре све­та и те­ни, по­зво­ляю­щая дос­тичь бы­ст­рой сме­ны мес­та дей­ст­вия вра­щаю­щая­ся сце­на, ис­поль­зо­ва­ние за­па­хов и т. п.). Без­оши­боч­но уга­ды­вая ар­ти­стич. да­ро­ва­ние, умел соз­дать уни­каль­ный ис­пол­ни­тель­ский ан­самбль (А. Бас­сер­ман, Е. Вай­гель, П. Ве­ге­нер, А. Мо­ис­си, Э. Ян­нингс и др.). Дея­тель­ность Р. ока­за­ла зна­чит. влия­ние на ак­тёр­ское и ре­жис­сёр­ское иск-во 20 в., в осо­бен­но­сти на экс­прес­сио­низм.

Лит.: Styan J. L. M. Reinhardt. Camb., 1982; Бо­яд­жие­ва Л. В. Рейн­хардт. Л., 1987; Marx P. W. M. Reinhardt: Vom bürgerlichen Theater zur metropolitanen Kultur. Tüb., 2006; Тка­чева Е. А. Эво­лю­ция ре­жис­сер­ско­го ме­то­да М. Рейн­хард­та в кон­тек­сте раз­ви­тия ев­ро­пей­ско­го те­ат­ра XX в. СПб., 2011.

Вернуться к началу