РЕ́ЙНХАРДТ РАЙНХАРДТ МАКС
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́ЙНХАРДТ, Райнхардт (Reinhardt) Макс (наст. имя и фам. Максимилиан Гольдман, Goldmann) (9.9.1873, Баден, Австрия – 31.10.1943, Нью-Йорк, США), австр. и нем. режиссёр. Учился актёрскому мастерству в Вене у М. Штребера и Э. Бюрдэ. С нач. 1890-х гг. играл в театрах Вены, Братиславы, Будапешта, Дрездена, Зальцбурга, Праги. Параллельно в 1894–1903 в «Немецком театре» О. Брама. В 1901 открыл в Берлине кабаре «Шум и дым» (с 1902 «Малый театр»). С 1903 актёр и режиссёр «Малого театра» и «Нового театра» (здесь в 1905 поставил «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, где впервые использовал вращающуюся сцену – т. н. круговая режиссура). В 1905–1933 (с перерывами) возглавлял «Немецкий театр» (ставил в осн. классику), организовал при нём актёрскую школу. В 1906 открыл рядом Камерную сцену («Каммершпиле» с совр. репертуаром), тогда же поставил там один из самых значит. спектаклей этого времени «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда. Среди лучших постановок: «Ночлежка» («На дне») М. Горького (1903), «Гамлет» У. Шекспира (1904, 1910), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1932), спектакли по произведениям нем. и мировой классики, пьесы античных авторов и совр. драматургов. Ставил спектакли на арене цирка, в мюзик-холлах («Царь Эдип» Софокла – Г. фон Гофмансталя, 1910, «Нойе мюнхенер мюзик-холл» и цирк Чинизелли; «Миракль» по пьесе «Сестра Беатрис» М. Метерлинка, 1911, «Олимпия-холл», Лондон), на гор. площадях (мистерия «Каждый человек», 1920, Зальцбург). В 1910–30-х гг. руководил разл. театрами Берлина и Вены. В 1912–1915 также приглашённый режиссёр в Париже, Нью-Йорке, Стокгольме, Кристиании. Один из инициаторов Зальцбургского фестиваля. После прихода к власти в Германии национал-социалистов в 1933 уехал в Австрию, в 1934 подписал контракт с голливудской киностудией «Warner Brothers» (начинал в кино в 1910-х гг.), в 1935 совм. с У. Дитерле снял ф. «Сон в летнюю ночь». В 1937 эмигрировал в США. В 1938 открыл мастерскую сценического, кино- и радиоискусства в Голливуде.
Один из крупнейших режиссёров-реформаторов, Р. совмещал в своём творчестве разл. приёмы и стилистики. Сознательно уходя от любых устоявшихся схем, стремился достичь тотального воздействия на зрителя, применяя все возможные средства (изобретательная, подчёркнуто декоративная сценография, внимание к игре света и тени, позволяющая достичь быстрой смены места действия вращающаяся сцена, использование запахов и т. п.). Безошибочно угадывая артистич. дарование, умел создать уникальный исполнительский ансамбль (А. Бассерман, Е. Вайгель, П. Вегенер, А. Моисси, Э. Яннингс и др.). Деятельность Р. оказала значит. влияние на актёрское и режиссёрское иск-во 20 в., в особенности на экспрессионизм.