Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́ИССИ АЛЕКСАНДР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 622-623

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Вареникова
А. Моисси в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира).

МО́ИССИ (Moissi) Алек­сандр (2.4.1879, по др. дан­ным, 1880, Три­ест – 22, по др. дан­ным, 23.3.1935, Ве­на), нем. ак­тёр. По про­ис­хо­ж­де­нию ал­ба­нец. С 1899 в вен­ском «Бур­гтеа­тр». В 1901–03 в праж­ском «Ной­ес Дой­чес теа­тер». С 1903 в бер­лин­ском Не­мец­ком те­ат­ре М. Рейн­хард­та, с ко­то­рым со­труд­ни­чал (с пе­ре­ры­ва­ми) до нач. 1930-х гг. Сла­ву М. при­нес­ли ак­тёр­ские ра­бо­ты в по­ста­нов­ках это­го ре­жис­сё­ра: Франц Мо­ор («Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра), Обе­рон («Сон в лет­нюю ночь» У. Шек­спи­ра). Под вли­я­ни­ем ис­пол­не­ния И. М. Мо­ск­ви­ным ро­ли ца­ря Фё­до­ра («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го) во вре­мя га­ст­ро­лей МХТ в Бер­ли­не в 1906 М. сыг­рал Ос­валь­да («При­ви­де­ния» Г. Иб­се­на), сде­лав его не экс­прес­сио­ни­сти­че­ским, но тра­ге­дий­ным ге­ро­ем. Бу­ду­чи яр­ко вы­ра­жен­ным ро­ман­тич. ак­тё­ром, в об­ра­зе Эди­па («Царь Эдип» Г. фон Гоф­ман­сталя) М. по­ка­зы­вал в пер­вую оче­редь стра­даю­ще­го че­ло­ве­ка, а не ца­ря, а в об­ра­зе Фё­до­ра Про­та­со­ва («Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го) под­чёр­ки­вал ра­ни­мость и без­за­щит­ность. Сре­ди др. ро­лей: Ан­ри («Зе­лё­ный по­пу­гай» А. Шниц­ле­ра), Ро­мео, Гам­лет («Ро­мео и Джуль­ет­та», «Гам­лет» Шек­спи­ра), Орест («Оре­стея» Эс­хи­ла). В 1911 и 1912 с труп­пой Рейн­хард­та М. га­ст­ро­ли­ро­вал в Рос­сии. В 1914 ушёл доб­ро­воль­цем на фронт. Вес­ной 1915 по­пал в плен, но из-за ре­ци­ди­ва ту­бер­ку­лё­за вско­ре ока­зал­ся в Швей­ца­рии, где в 1916–17 иг­рал в разл. труп­пах. По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны до 1921 ра­бо­тал с Рейн­хард­том. В этот пе­ри­од вы­ра­бо­та­лась сдер­жан­но-бла­го­род­ная ма­не­ра иг­ры М., не­обыч­ная для эпо­хи те­ат­раль­ных экс­пе­ри­мен­тов. В 1-й пол. 1920-х гг. га­ст­ро­ли­ро­вал по Ев­ро­пе (в т. ч. в 1924 и 1925 в СССР), воз­ро­ж­дая ак­тёр­ские тра­ди­ции до­ре­жис­сёр­ско­го те­ат­ра: Отел­ло («Отел­ло» Шек­спи­ра), Мон­те­зу­ма («Бе­лый спа­си­тель» Г. Га­упт­ма­на), князь Мыш­кин («Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Ген­рих IV («Ген­рих IV» Л. Пи­ран­дел­ло). В 1927 М. с труп­пой Рейн­хард­та га­ст­ро­ли­ро­вал в Аме­ри­ке. В 1933 пе­ре­брал­ся из на­ци­ст­ско­го Бер­ли­на в Ве­ну, а в 1934 пе­ре­ехал в Ита­лию. Там М. со­брал силь­ную труп­пу, с ко­то­рой пу­те­ше­ст­во­вал по стра­не, иг­рая на итал. язы­ке. Сни­мал­ся в филь­мах: «Праж­ский сту­дент», «Пи­ко­вая да­ма», «Же­нить­ба Фи­га­ро», «Ко­ро­лев­ская ло­жа», «Ло­рен­цо де Ме­ди­чи» и др. Умер во вре­мя од­ной из га­ст­роль­ных по­ез­док.

Лит.: Клю­ев В. Мо­ис­си // Труд ак­те­ра. М., 1959. Вып. 4; Бу­шуе­ва С. К. Мо­ис­си. Л., 1986; Schaper R. Moissi. B., 2000; Kosova B. A. Moi­siu. Tiranë, 2002.

Вернуться к началу