ВА́ЙГЕЛЬ ВЕЙГЕЛЬ ЕЛЕНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА́ЙГЕЛЬ, Вейгель (Weigel) Елена (12.5.1900, Вена – 6.5.1971, Берлин), австр. и нем. актриса и театральный деятель. Жена Б. Брехта. Училась актёрскому мастерству у Р. Шильдкраута. В 1919 дебютировала на сцене «Нойес театер» во Франкфурте-на-Майне. В 1922–33 играла в театрах и кабаре Берлина в спектаклях М. Рейнхардта, Л. Йеснера, Ю. Фелинга, З. Дудова, Э. Энгеля. В игре В. соединялись приёмы нар. театра и экспрессионизма: Мария («Войцек» Г. Бюхнера), Паулина Пиперкарка («Крысы» Г. Гауптмана), Люсинда («Лекарь поневоле» Мольера). Б. Брехт нашёл в ней идеального интерпретатора своих пьес, во многих из которых она стала первой исполнительницей: Леокадия («Что тот солдат, что этот»), Агитатор («Высшая мера»), Пелагея Власова («Мать» по М. Горькому). В 1930 В. вступила в КП Германии, вела активную антифашистскую деятельность. С 1933 в эмиграции в Зап. Европе и США. С 1948 в Вост. Берлине. В 1949 на сцене «Дойчес театер» выступила в своей лучшей роли – мамаши Кураж в пьесе Брехта «Мамаша Кураж и её дети». С 1949 до конца жизни интендант театра «Берлинер ансамбль». Под влиянием В. сформировалось новое поколение нем. театральных деятелей: Х. Мюллер, Ф. Браун, Р. Бергхаус, М. Векверт, В. Хехт и мн. др. Среди лучших ролей 1950–60-х гг.: фрау Гроссманн («Катцграбен» Э. Штритматтера), Нателла Абашвили и Грузинская мать («Кавказский меловой круг» Брехта), Василиса («Воспитанница» А. Н. Островского), Марта Флинц («Фрау Флинц» Х. Байерля), Волумния («Кориолан» Шекспира – Брехта). Снялась в фильмах «Метрополис», «Роза ветров», в экранизациях произведений Брехта. Работала на ТВ, выступала с концертами. Была одним из основателей и вице-президентом Академии искусств ГДР. Профессор (с 1960).