Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́ЙГЕЛЬ ВЕЙГЕЛЬ ЕЛЕНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 507

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова
Е. Вайгель в роли мамаши Кураж («Мамаша Куражи её дети» Б. Брехта).

ВА́ЙГЕЛЬ, Вей­гель (Weigel) Еле­на (12.5.1900, Ве­на – 6.5.1971, Бер­лин), австр. и нем. ак­три­са и те­ат­раль­ный дея­тель. Же­на Б. Брех­та. Учи­лась ак­тёр­ско­му мас­тер­ст­ву у Р. Шильд­крау­та. В 1919 де­бю­тиро­ва­ла на сце­не «Ной­ес теа­тер» во Франк­фур­те-на-Май­не. В 1922–33 иг­ра­ла в те­ат­рах и ка­ба­ре Бер­ли­на в спек­так­лях М. Рей­нхард­та, Л. Йес­не­ра, Ю. Фе­лин­га, З. Ду­до­ва, Э. Эн­ге­ля. В иг­ре В. со­еди­ня­лись приё­мы нар. те­ат­ра и экс­прес­сио­низ­ма: Ма­рия («Вой­цек» Г. Бюх­не­ра), Пау­ли­на Пи­пер­кар­ка («Кры­сы» Г. Га­упт­ма­на), Лю­син­да («Ле­карь поне­во­ле» Моль­е­ра). Б. Брехт на­шёл в ней иде­аль­но­го ин­тер­пре­та­то­ра сво­их пьес, во мно­гих из ко­то­рых она ста­ла пер­вой ис­пол­ни­тель­ни­цей: Ле­о­ка­дия («Что тот сол­дат, что этот»), Аги­та­тор («Выс­шая ме­ра»), Пе­ла­гея Вла­со­ва («Мать» по М. Горь­ко­му). В 1930 В. всту­пи­ла в КП Гер­ма­нии, ве­ла ак­тив­ную ан­ти­фа­ши­ст­скую дея­тель­ность. С 1933 в эмиг­ра­ции в Зап. Ев­ро­пе и США. С 1948 в Вост. Бер­ли­не. В 1949 на сце­не «Дой­чес теа­тер» вы­сту­пи­ла в сво­ей лучшей ро­ли – ма­ма­ши Ку­раж в пье­се Брех­та «Ма­ма­ша Ку­раж и её де­ти». С 1949 до кон­ца жиз­ни ин­тен­дант те­ат­ра «Бер­ли­нер ан­самбль». Под влия­ни­ем В. сфор­ми­ро­валось но­вое по­ко­ле­ние нем. те­ат­раль­ных дея­те­лей: Х. Мюл­лер, Ф. Бра­ун, Р. Берг­ха­ус, М. Ве­кверт, В. Хехт и мн. др. Сре­ди луч­ших ро­лей 1950–60-х гг.: фрау Гросс­манн («Катц­гра­бен» Э. Штрит­мат­те­ра), На­тел­ла Аба­шви­ли и Гру­зин­ская мать («Кав­каз­ский ме­ло­вой круг» Брех­та), Ва­си­ли­са («Вос­пи­тан­ни­ца» А. Н. Ост­ров­ско­го), Мар­та Флинц («Фрау Флинц» Х. Бай­ер­ля), Во­лум­ния («Ко­рио­лан» Шек­спи­ра – Брех­та). Сня­лась в филь­мах «Мет­ро­по­лис», «Ро­за вет­ров», в эк­ра­ни­за­ци­ях про­из­ве­де­ний Брех­та. Ра­бота­ла на ТВ, вы­сту­па­ла с кон­цер­та­ми. Бы­ла од­ним из ос­но­ва­те­лей и ви­це-пре­зиден­том Ака­де­мии ис­кусств ГДР. Про­фес­сор (с 1960).

Соч.: Wir sind zu berühmt, um überall hin­zugehen: H. Weigel: Briefwechsel 1935–1971. B., 2000.

Лит.: Hecht W. H. Weigel: eine große Frau des 20. Jahr­hun­derts. Fr./M., 2000; Kebir S. Ab­stieg in den Ruhm. H. Weigel. Eine Biogra­phie. B., 2000; Stern C. Männer lieben anders. H. Weigel und B. Brecht. B., 2000; Herold Ch. Mutter des Ensembles. H. Weigel – ein Leben mit B. Brecht. Cadolzburg, 2001.

Вернуться к началу