ЙЕ́СНЕР ЛЕОПОЛЬД
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЙЕ́СНЕР (Jessner) Леопольд (3.3.1878, Кёнигсберг – 13.12, по др. сведениям, 30.10.1945, Лос-Анджелес), нем. режиссёр. Крупнейший представитель театрального экспрессионизма. Начинал как актёр. В 1905–15 руководил «Талия театер» в Гамбурге, в 1915–19 – «Нойе шаушпильхаус» в Кёнигсберге, в 1919–30 – Берлинским гос. театром. В кон. 1910-х – 1920-х гг. активно сотрудничал с актёром Ф. Кортнером. Среди постановок: «Тартюф» Мольера (1911), «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1915), «Хидалла» (1916) и «Маркиз фон Кейт» (1920) Ф. Ведекинда, «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера (1919), «Макбет» (1922) и «Гамлет» (1926) У. Шекспира, «Настоящие Зедемунды» Э. Барлаха (1922), «Наполеон, или Сто дней» К. Д. Граббе (1922). Режиссёрскую стилистику Й. отличали антинатуралистическая, с аффектированной жестикуляцией и резкой пластикой манера актёрской игры, обусловленная минималистской сценографией, использование музыки, шумовых и световых эффектов для создания атмосферы растерянности и ужаса. Характерное для экспрессионистского театра внимание к сценич. символике цвета наиболее ярко проявилось в шекспировских постановках: красный цвет как лейтмотив в «Ричарде III» (1920), контраст белого и чёрного в «Отелло» (1921). В спектаклях кон. 1920-х гг. Й. вышел за пределы экспрессионистской эстетики; в «Короле Лире» Шекспира и «Эдипе в Колоне» Софокла (оба 1929) прослеживаются черты, близкие эпическому театру. Самое известное нововведение режиссёра – т. н. лестница Йеснера, впервые использованная в 1919 в постановке «Вильгельма Телля» (худ. Э. Пирхан). С помощью воздвигнутой на пустой сцене лестницы Й. дробил сценич. пространство на множество площадок, на каждой из которых развивался свой сюжет, что позволяло обозначить также и перемену места действия. После выхода первого фильма в постановке Й. («Чёрная лестница», 1921, совм. с П. Лени) этот тип декорации получил распространение в экспрессионистском кинематографе, напр. у Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, Г. В. Пабста. В 1928–30 Й. – гл. управляющий гос. театров Берлина. В 1933 эмигрировал. Гастролировал по странам Вост. Европы, в 1936 поставил неск. спектаклей в театре «Габима» в Тель-Авиве. Режиссёр фильмов: «Дух земли» (1923), «Мария Стюарт» (1927) – оба в Германии, «Дети тумана» (1935, Великобритания). С 1937 в США. Последние годы жизни Й. прошли в Голливуде.