Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭПИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 416

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭПИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР, кон­цеп­ция, раз­ра­ба­ты­вав­шая­ся Б. Брех­том с сер. 1920-х гг. Воз­ник­ла в свя­зи с по­ис­ка­ми ху­дож. средств для во­пло­ще­ния круп­но­мас­штаб­ных тем: вой­на, на­ём­ный труд, день­ги и др. В от­ли­чие от «дра­ма­ти­че­ско­го» те­ат­ра, по­стро­ен­но­го на раз­ви­тии дей­ст­вия, Э. т., с его ус­лов­ным ху­дож. про­стран­ст­вом и сим­во­ли­кой, под­ра­зу­ме­ва­ет не столь­ко по­каз со­бы­тий, сколь­ко по­ве­ст­во­ва­ние о них. Од­ной из спе­ци­фич. струк­тур­ных черт пьес Брехта ста­ло вве­де­ние эле­мен­тов рас­ска­за, а за­час­тую и соб­ст­вен­но рас­сказ­чи­ка, не уча­ст­вую­ще­го в со­бы­ти­ях не­по­сред­ст­вен­но, но даю­ще­го воз­мож­ность пред­ста­вить раз­ные точ­ки зре­ния на эти со­бы­тия, ак­ти­ви­зи­ро­вать кри­тич. от­но­ше­ние к ним зри­те­ля, ко­то­рый дол­жен не со­пе­ре­жи­вать то­му, что ви­дит на сце­не, но ос­та­вать­ся сто­рон­ним на­блю­да­телем, ана­ли­ти­ком, раз­мыш­ляю­щим над хо­дом дей­ст­вия. По мне­нию Брех­та, воз­дей­ст­вие в Э. т. ос­но­вы­ва­ет­ся не на вну­ше­нии, а на убе­ж­де­нии. Клю­че­вым по­ня­ти­ем тео­рии Э. т. стал «эф­фект очу­ж­де­ния» («Verfremdungseffekt»), раз­ру­шаю­щий сце­нич. ил­лю­зию (см. Ост­ра­не­ние). Тео­рия Э. т. ока­за­ла боль­шое воз­дей­ст­вие на даль­ней­шее раз­ви­тие те­ат­раль­но­го иск-ва, а так­же ки­не­ма­то­гра­фа 20 в.

Лит.: Фрад­кин И. М. Б. Брехт: Путь и ме­тод. М., 1965; Клю­ев В. Г. Те­ат­раль­но-эс­те­ти­че­ские взгля­ды Брех­та. М., 1966; Ков­ри­ги­на Н. В. На пу­ти к эпи­чес­ко­му те­ат­ру. Ран­няя дра­ма­тур­гия Б. Брех­та. Ир­кутск, 1993; Ис­то­рия за­ру­беж­но­го те­ат­ра. СПб., 2005.

Вернуться к началу