ЭПИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭПИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР, концепция, разрабатывавшаяся Б. Брехтом с сер. 1920-х гг. Возникла в связи с поисками худож. средств для воплощения крупномасштабных тем: война, наёмный труд, деньги и др. В отличие от «драматического» театра, построенного на развитии действия, Э. т., с его условным худож. пространством и символикой, подразумевает не столько показ событий, сколько повествование о них. Одной из специфич. структурных черт пьес Брехта стало введение элементов рассказа, а зачастую и собственно рассказчика, не участвующего в событиях непосредственно, но дающего возможность представить разные точки зрения на эти события, активизировать критич. отношение к ним зрителя, который должен не сопереживать тому, что видит на сцене, но оставаться сторонним наблюдателем, аналитиком, размышляющим над ходом действия. По мнению Брехта, воздействие в Э. т. основывается не на внушении, а на убеждении. Ключевым понятием теории Э. т. стал «эффект очуждения» («Verfremdungseffekt»), разрушающий сценич. иллюзию (см. Остранение). Теория Э. т. оказала большое воздействие на дальнейшее развитие театрального иск-ва, а также кинематографа 20 в.