ОСТРАНЕ́НИЕ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТРАНЕ́НИЕ (от «странно»), художественный приём, состоящий в описании явления как впервые увиденного. Понятие О. введено в науч. оборот В. Б. Шкловским в кн. «Воскрешение слова» (1914) и теоретически обосновано им в ст. «Искусство как приём» (1917). Для Шкловского О. – универсальный закон искусства, цель которого – нарушить «автоматизм восприятия», «дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание». Согласно установкам рус. формальной школы, О., создающее эстетич. дистанцию, может проявляться на всех уровнях худож. структуры – фонетическом, лексическом, семантическом, композиционном и др. Как пародийное нарушение «канона» принцип О. положен в основу сформулированного Шкловским закона лит. саморазвития, находящего выражение в борьбе «младшей» и «старшей» линий литературы.
Применительно к театру О. обозначает принцип разрушения сценич. иллюзии через подчёркивание условности происходящего на сцене. О. может осуществляться на уровне драматургии, сценографии, актёрской игры, декламации, пластики, взаимоотношений с публикой и др. Центр тяжести спектакля при этом смещается с восприятия сценич. иллюзии к наблюдению за процессом её создания.
Синонимом О. иногда выступает близкое ему по смыслу понятие «очуждение» (Verfremdung). Возникшее первоначально как нем. эквивалент О., оно получило дальнейшее осмысление в работах Б. Брехта (ст. «Малый Органон для театра», 1949) и вернулось в рус. яз. уже не только в качестве обратного перевода с немецкого, но и в качестве нового термина. Смысл «эффекта очуждения» (Verfremdungseffekt) – в побуждении зрителя к размышлению, критич. восприятию изображаемой действительности. О. – один из ключевых приёмов эпического театра. Широко используется во всех театральных жанрах.