Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШКЛО́ВСКИЙ ВИКТОР БОРИСОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 47-48

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Архив БРЭ

ШКЛО́ВСКИЙ Вик­тор Бо­ри­со­вич [12(24). 1.1893, С.-Пе­тер­бург – 5.12.1984, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель, ис­то­рик и тео­ре­тик ли­те­ра­ту­ры, кри­тик, ки­но­вед, сце­на­рист. Из се­мьи пре­по­да­ва­те­ля ма­те­ма­ти­ки. Учил­ся на фи­ло­ло­гич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та, по­се­щал лек­ции И. А. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ, Пуш­кин­ский се­ми­на­рий С. А. Вен­ге­ро­ва. Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1908. Пер­вая кни­га – «Вос­кре­ше­ние сло­ва» (1914). В 1914 ушёл доб­ро­воль­цем на фронт. Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой вой­ны. На­гра­ж­дён Ге­ор­ги­ев­ским кре­стом 4-й сте­пе­ни.

В 1916 при­нял дея­тель­ное уча­стие в соз­да­нии ОПОЯЗа; один из гл. тео­рети­ков фор­маль­ной шко­лы, вы­дви­нул и обос­но­вал по­ня­тие ост­ра­не­ния. Сре­ди тео­ре­тич. ра­бот Ш. ран­не­го пе­рио­да, во мно­гом опи­рав­ших­ся на ху­дож. прак­ти­ку рус. фу­ту­риз­ма, – ста­тьи «О по­эзии и за­ум­ном язы­ке» (1916), «Ис­кус­ст­во как при­ём» (1917), «Связь приё­мов сю­же­тос­ло­же­ния с об­щи­ми приё­ма­ми сти­ля» (1919), «Раз­вёр­ты­ва­ние сю­же­та. Как сде­лан "Дон-Ки­хот"», «"Три­ст­рам Шен­ди" Стер­на и тео­рия ро­ма­на» и др., объ­е­ди­нён­ные в 1925 в кн. «О тео­рии про­зы». Был бли­зок к «Се­ра­пио­но­вым брать­ям». За­ни­мал­ся пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью, с 1920 проф. Рос. ин-та ис­то­рии ис­кусств. При­над­ле­жал к со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров пар­тии; в 1922, опа­са­ясь аре­ста, че­рез Фин­лян­дию пе­ре­брал­ся в Бер­лин, где вы­шли его пер­вые бел­лет­ри­стич. про­из­ве­де­ния: «Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ст­вие» (1923), от­ра­зив­шее впе­чат­ле­ния во­ен. лет, и «Zoo. Пись­ма не о люб­ви, или Тре­тья Элои­за» (1923), ос­но­ван­ное на пе­ре­пис­ке Ш. с Э. Трио­ле и ри­сую­щее кар­ти­ну Бер­ли­на 1922–23, уви­ден­но­го гла­за­ми рус. эмиг­ран­та. В 1923 вер­нул­ся в Рос­сию, про­дол­жив свою лит. и тео­ре­тич. дея­тель­ность; ак­тив­ный уча­ст­ник «Ле­во­го фрон­та ис­кусств». В 1930 в свя­зи с уси­ле­ни­ем тен­ден­ций к идео­ло­гич. уни­фи­ка­ции куль­тур­ной жиз­ни на­пи­сал по­ка­ян­ную ст. «Па­мят­ник на­уч­ной ошиб­ке», обо­зна­чив­шую ко­нец опоя­зов­ско­го пе­рио­да. Со 2-й пол. 1920-х гг. об­ра­ща­ет­ся к ме­му­ар­ной и ли­ри­ко-ав­то­био­гра­фич. про­зе («Тре­тья фаб­ри­ка», 1926; «Гам­бург­ский счёт», 1928; «Жи­ли-бы­ли», 1964, и др.), соз­да­ёт по­лу­до­ку­мен­таль­ные ис­то­ри­ко-ху­дож. по­вес­ти: «Мат­вей Ко­ма­ров жи­тель го­ро­да Мо­ск­вы» (1929), «Крат­кая, но дос­то­вер­ная по­весть о дво­ря­ни­не Бо­ло­то­ве» (1930), «Мар­ко По­ло» (1936), «Ми­нин и По­жар­ский» (1939), «По­весть о ху­дож­ни­ке Фе­до­тове» (1955) и др. Ав­тор лит.-кри­тич. (о М. А. Шо­ло­хо­ве, Н. А. Ост­ров­ском, М. Горь­ком, В. В. Мая­ков­ском и др.) и тео­ре­тич. («Ху­до­же­ст­вен­ная про­за. Раз­мыш­ле­ния и раз­бо­ры», 1959, 2-е изд., 1961; «По­вес­ти о про­зе», т. 1–2, 1966; «Те­ти­ва. О не­сход­ст­ве сход­но­го», 1970; «Энер­гия за­блу­ж­де­ния», 1981; «О тео­рии про­зы», 1983) ра­бот; ис­сле­до­ва­тель твор­че­ст­ва Л. Н. Тол­сто­го («Ма­те­ри­ал и стиль в ро­ма­не Льва Тол­сто­го "Вой­на и мир"»,1928; «Лев Тол­стой», 1963; 2-е изд., 1967) и Ф. М. Дос­то­ев­ско­го («За и про­тив. За­мет­ки о Дос­то­ев­ском», 1957). Для сти­ля Ш. ха­рак­тер­ны ко­рот­кие, от­ры­ви­стые фра­зы, свя­зан­ные не­яв­ны­ми ас­со­циа­ция­ми; па­ра­док­саль­ные афо­риз­мы, фраг­мен­тар­ность и экс­прес­сив­ность, иро­ния и по­ле­мич. па­фос.

Мно­го вни­ма­ния уде­лял ки­не­ма­то­гра­фу. Ав­тор сце­на­ри­ев к филь­мам: «По за­ко­ну» (реж. Л. В. Ку­ле­шов), «Пре­да­тель» (реж. А. М. Ро­ом; оба 1926), «Ка­за­ки» (1928, 1961), «Ка­пи­тан­ская доч­ка», «Овод» (оба 1928), «Го­ри­зонт» (1933, реж. Ку­ле­шов), «Ми­нин и По­жар­ский» (1939, ре­жис­сё­ры В. И. Пу­дов­кин, М. И. Дол­лер), «Чук и Гек» (1953) и мн. др. Ему при­над­ле­жат ра­бо­ты по тео­рии ки­но («За со­рок лет: Ста­тьи о ки­но», 1965; «За 60 лет: Ра­бо­ты о ки­но», 1985), лит. порт­ре­ты Л. В. Ку­ле­шо­ва, Дзи­ги Вер­то­ва, А. П. Дов­жен­ко. Ав­тор кн. «Эй­зен­штейн» (1973; Гос. пр. СССР, 1979).

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 1973–1974; Из­бран­ное: В 2 т. М., 1983; Гам­бург­ский счет: Ста­тьи – вос­по­ми­на­ния – эс­се (1914–1933). М., 1990; Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ст­вие. М., 2008.

Лит.: Пан­чен­ко О. Н. В. Шклов­ский: текст – миф – ре­аль­ность. Szczecin, 1997; Sheldon R. V. Shklovsky: An international bibliography of works be and about him. Ann Arbor, 1977.

Вернуться к началу