ШКЛО́ВСКИЙ ВИКТОР БОРИСОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШКЛО́ВСКИЙ Виктор Борисович [12(24). 1.1893, С.-Петербург – 5.12.1984, Москва], рус. писатель, историк и теоретик литературы, критик, киновед, сценарист. Из семьи преподавателя математики. Учился на филологич. ф-те С.-Петерб. ун-та, посещал лекции И. А. Бодуэна де Куртенэ, Пушкинский семинарий С. А. Венгерова. Дебютировал в печати в 1908. Первая книга – «Воскрешение слова» (1914). В 1914 ушёл добровольцем на фронт. Участник 1-й мировой войны. Награждён Георгиевским крестом 4-й степени.
В 1916 принял деятельное участие в создании ОПОЯЗа; один из гл. теоретиков формальной школы, выдвинул и обосновал понятие остранения. Среди теоретич. работ Ш. раннего периода, во многом опиравшихся на худож. практику рус. футуризма, – статьи «О поэзии и заумном языке» (1916), «Искусство как приём» (1917), «Связь приёмов сюжетосложения с общими приёмами стиля» (1919), «Развёртывание сюжета. Как сделан "Дон-Кихот"», «"Тристрам Шенди" Стерна и теория романа» и др., объединённые в 1925 в кн. «О теории прозы». Был близок к «Серапионовым братьям». Занимался преподавательской деятельностью, с 1920 проф. Рос. ин-та истории искусств. Принадлежал к социалистов-революционеров партии; в 1922, опасаясь ареста, через Финляндию перебрался в Берлин, где вышли его первые беллетристич. произведения: «Сентиментальное путешествие» (1923), отразившее впечатления воен. лет, и «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (1923), основанное на переписке Ш. с Э. Триоле и рисующее картину Берлина 1922–23, увиденного глазами рус. эмигранта. В 1923 вернулся в Россию, продолжив свою лит. и теоретич. деятельность; активный участник «Левого фронта искусств». В 1930 в связи с усилением тенденций к идеологич. унификации культурной жизни написал покаянную ст. «Памятник научной ошибке», обозначившую конец опоязовского периода. Со 2-й пол. 1920-х гг. обращается к мемуарной и лирико-автобиографич. прозе («Третья фабрика», 1926; «Гамбургский счёт», 1928; «Жили-были», 1964, и др.), создаёт полудокументальные историко-худож. повести: «Матвей Комаров житель города Москвы» (1929), «Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове» (1930), «Марко Поло» (1936), «Минин и Пожарский» (1939), «Повесть о художнике Федотове» (1955) и др. Автор лит.-критич. (о М. А. Шолохове, Н. А. Островском, М. Горьком, В. В. Маяковском и др.) и теоретич. («Художественная проза. Размышления и разборы», 1959, 2-е изд., 1961; «Повести о прозе», т. 1–2, 1966; «Тетива. О несходстве сходного», 1970; «Энергия заблуждения», 1981; «О теории прозы», 1983) работ; исследователь творчества Л. Н. Толстого («Материал и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир"»,1928; «Лев Толстой», 1963; 2-е изд., 1967) и Ф. М. Достоевского («За и против. Заметки о Достоевском», 1957). Для стиля Ш. характерны короткие, отрывистые фразы, связанные неявными ассоциациями; парадоксальные афоризмы, фрагментарность и экспрессивность, ирония и полемич. пафос.
Много внимания уделял кинематографу. Автор сценариев к фильмам: «По закону» (реж. Л. В. Кулешов), «Предатель» (реж. А. М. Роом; оба 1926), «Казаки» (1928, 1961), «Капитанская дочка», «Овод» (оба 1928), «Горизонт» (1933, реж. Кулешов), «Минин и Пожарский» (1939, режиссёры В. И. Пудовкин, М. И. Доллер), «Чук и Гек» (1953) и мн. др. Ему принадлежат работы по теории кино («За сорок лет: Статьи о кино», 1965; «За 60 лет: Работы о кино», 1985), лит. портреты Л. В. Кулешова, Дзиги Вертова, А. П. Довженко. Автор кн. «Эйзенштейн» (1973; Гос. пр. СССР, 1979).