ФУТУРИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУТУРИ́ЗМ (от лат. futurum – будущее), совокупность неоднородных течений в искусстве и литературе авангардизма. Получил наибольшее распространение в Италии и России в 1-й пол. 20 в., но имел также сторонников в Великобритании, Франции, Польше, Португалии, Словакии и др. европ. странах. Эстетич. принципы Ф. сформулировал Ф. Т. Маринетти в работах: «Манифест футуризма», «Убьём лунный свет!» (обе 1909), «Разрушение синтаксиса. – Воображение без проводов. – Слова на свободе» (1913) и др., где заявлен полный разрыв с культурой прошлого, утверждались идея радикального обновления не только культуры, но и всех сфер жизни, эстетика урбанизма, культ героя-сверхчеловека. Маринетти резко критиковал итал. общество за ретроградство и «музейную» культуру, в противовес эстетизму провозгласив гл. ценностями «энергию», «скорость», «силу», он воспевал агрессию, национализм и войну как «единственную гигиену мира»; человек будущего в его манифестах и в романе «Мафарка-футурист» (1910) уподоблялся машине: он был бездушен, циничен, жесток и с «заменяемыми частями». С самого начала Маринетти стремился создать движение, охватывающее разные области культуры.
Пластические искусства
С 1910 начали появляться манифесты Ф. о пластических искусствах: «Манифест художников-футуристов» (1910; подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Балла, Дж. Северини), «Технич. манифест футуристич. скульптуры» Боччони (1912), «Манифест женщины-футуристки» В. Де Сент-Пуан (1912), «Манифест футуристич. архитектуры» А. Сант-Элиа (1914). Источниками выразит. средств Ф. были дивизионизм и нем. экспрессионизм. В 1910-е гг. проходят осн. выставки Ф. за пределами Италии, и движение получает сторонников в Великобритании (вортицизм) и России (кубофутуризм, который, однако, отрицал своё родство с итал. Ф.). В 1-ю мировую войну мн. участники движения, вступив добровольцами в ряды итал. армии, отказались от идей Ф. и обратились к неоклассицистич. тенденциям (Северини) и метафизической живописи (Карра). После гибели в 1916 на фронте Боччони и Сант-Элиа «первый Ф.» прекратил своё существование.
Итал. футуристы нового поколения (Э. Прамполини, Ф. Деперо, Таят и др.) гл. обр. работали в области монументального иск-ва, дизайна, сценографии, оформления кинофильмов. В 1918 создана политич. партия футуристов, в 1919 Ф. Т. Маринетти присоединился к основанному Б. Муссолини Итал. союзу борьбы. После «похода на Рим» 1922 Ф. стал одним из направлений офиц. иск-ва фашистского режима. После подписания Латеранских соглашений 1929 Маринетти выпустил «Футуристич. манифест церковного иск-ва» (1931). В 1930-е гг. в рамках Ф. развивалось направление «аэроживописи» (итал. aeropittura), где реальность изображалась так, как её видит пилот самолёта, а выразит. средства близки ар деко (Дж. Доттори, Тато, Туллио Крали и др.). Ф. прекратил существование после смерти Маринетти в 1944. Из-за связи Ф. с фашизмом после 2-й мировой войны установки движения больше не находили сторонников, однако некоторые его участники продолжали работать в сферах изобразит. иск-ва и дизайна (Б. Мунари).
Литература
В литературе последователями Маринетти в Италии были А. Соффичи, Дж. П. Лучини, П. Буцци, А. Палаццески и др., обратившиеся к языковым экспериментам, разрушению семантики худож. образа и выдвижению на первый план ассоциативных связей. В 1913–15 в среде итал. футуристов обозначился раскол, обусловленный нарастанием милитаристич. и националистич. тенденций; в 1920-е гг. некоторые его участники стали сторонниками режима Муссолини, другие отошли от футуризма.
Рус. Ф. лишь отчасти связан с итальянским; он развивался как самобытное худож. явление в отталкивании от символизма и импрессионизма, сосредоточивая свои интересы преим. в области поэтич. языка. Движимые стремлением предвосхитить иск-во грядущего, воодушевлённые идеями преобразования мира и рождения «нового человечества», рус. футуристы обратились к словотворчеству, вплоть до зауми, к преобразованию рифмы, ритмики и метрики стиха, к семантическому и синтаксич. «сдвигу», к стиховой графике (визуальная поэзия, автографич. книга), в значит. степени ориентируясь на визуальные искусства (живопись, плакат, графика) и кинематограф.
У истоков рус. Ф. – творчество В. Хлебникова, ставшего в 1910 идеологом первой и наиболее радикальной моск. группы кубофутуристов «Гилея», организованной Д. Д. Бурлюком; в неё входили также В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Е. Г. Гуро, Н. Д. Бурлюк, Б. К. Лившиц (коллективные сб-ки: «Садок судей», сб. 1–2, 1910–1913; «Пощёчина общественному вкусу», 1913, где выдвинут лозунг «бросить» Пушкина, Достоевского, Толстого «с парохода современности»; «Дохлая луна», 1913; «Рыкающий Парнас», 1915, и др.). Существовали также: «Ассоциация эгофутуристов» в Петрограде (1911–1916; И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и др.); группа моск. эгофутуристов «Мезонин поэзии» (1913; В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.); «Центрифуга» в Москве (1913–17; С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев и др.). В послереволюц. время с Ф. были связаны поэтич. объединения «41°» в Тифлисе (1917–20; И. М. Зданевич, А. Е. Кручёных, И. Г. Терентьев и др.), дальневосточное «Творчество» (1920–21; Н. Ф. Чужак, Д. Д. Бурлюк, Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков и др.); мн. футуристы вошли в созданный в 1922 «Левый фронт искусств».
Ф. в той или иной степени повлиял на мн. авангардистские течения в лит-ре: имажинизм, конструктивизм, ОБЭРИУ, леттризм, ультраизм, креасьонизм, конкретную поэзию и др.; его идеи оказали воздействие на литературоведение, проявившись, прежде всего, в деятельности ОПОЯЗа.
Театральное искусство
В театральном искусстве Ф. впервые заявил о себе в России в театральных опытах «Союза молодёжи», в 1911 осуществившего постановку «Хоромных действ» (один из первых спектаклей, игравшихся в непосредств. контакте с публикой), а в 1913 создавшего «Первый в мире футуристов театр» (трагедия «Владимир Маяковский» В. В. Маяковского, футуристич. опера «Победа над Солнцем» М. В. Матюшина). В 1918 принципы Ф. получили развитие в поставленной В. Э. Мейерхольдом «Мистерии-буфф» Маяковского. Принципы итал. сценического Ф. сформулированы в театральных манифестах Ф. Т. Маринетти («Манифест театра-варьете», 1913; «Синтетический футуристический театр», 1916), Э. Прамполини («Манифест футуристической сценографии», 1915), Дж. Баллы и Ф. Деперо («О футуристической реконструкции вселенной», 1915) и воплощены в постановке Баллы «Фейерверк» на музыку И. Ф. Стравинского (1917), в «Пластических танцах» Деперо (1918), представлении марионеток «Матум и Тевибар» П. Альбер-Биро (1919) и футуристич. пантомимах (1920-е гг.) Прамполини.