Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРУЧЁНЫХ АЛЕКСЕЙ ЕЛИСЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 137

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Богомолов
А. Е. Кручёных. Портрет работы М. Ф. Ларионова. 1912.

КРУЧЁНЫХ Алек­сей Ели­сее­вич [9(21).2.1886, пос. Олив­ский Ва­ви­лов­ской вол. Хер­сон­ской губ. – 17.6.1968, Мо­ск­ва], рус. по­эт, тео­ре­тик фу­ту­риз­ма. Из кре­сть­ян. Окон­чил Одес­ское ху­дож. уч-ще (1906). Ра­бо­тал учи­те­лем ри­со­ва­ния. С 1907 жил в Мо­ск­ве. С 1909 пе­ча­тал­ся в пе­рио­дич. из­да­ни­ях, уча­ст­во­вал в ху­дож. вы­став­ках. В нач. 1912 по­зна­ко­мил­ся с В. В. Мая­ков­ским, а так­же с В. Хлеб­ни­ко­вым [в со­ав­тор­ст­ве с ним на­пи­са­ны кни­ги «Иг­ра в аду» (1912) и «Сло­во как та­ко­вое» (1913)]. В 1912–13 вме­сте с Д. Д. Бур­лю­ком ор­га­ни­зо­вал из­да­ние эпа­таж­ных фу­ту­ри­стич. сб-ков («По­щёчи­на об­ще­ст­вен­но­му вку­су», «Дох­лая лу­на», «Мо­ло­ко ко­бы­лиц», «Са­док су­дей II», «Трое», «Ры­каю­щий Пар­нас» и др.), вы­сту­пал со­ав­то­ром ма­ни­фе­стов и др. фу­ту­ри­стич. ак­ций. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ной из них бы­ла по­ста­нов­ка в пе­терб. «Лу­на-пар­ке» в 1913 свое­об­раз­ной ди­ло­гии: тра­ге­дии «Вла­ди­мир Мая­ков­ский» и опе­ры «По­бе­да над солн­цем» (либ­рет­то К., про­лог Хлеб­ни­ко­ва, муз. М. В. Ма­тю­ши­на, сце­но­гра­фия К. С. Ма­ле­ви­ча). В про­из­ве­де­ни­ях К. бы­ли оп­ро­бо­ва­ны мн. приё­мы фу­ту­ри­стич. по­эти­ки: за­умь, аг­рам­ма­тизм, «са­мо­пись­мо» (ли­то­гра­фич. вос­про­из­ве­де­ние ру­ко­пи­си), ка­но­ни­за­ция оши­бок и опе­ча­ток, при­стра­стие к «гру­бым» зву­ча­ни­ям и др. На­чаль­ная стро­ка сти­хо­тво­ре­ния К. «Дыр бул щыл…» (опубл. в 1913) ста­ла ви­зит­ной кар­точ­кой рус. ку­бо­фу­ту­ри­стов.

В кон. 1914 К. уе­хал на Кав­каз. В 1914–1921 пре­по­да­вал ри­со­ва­ние в жен­ской гим­на­зии г. Ба­тал­па­шинск, слу­жил чер­тёж­ни­ком на строи­тель­ст­ве во­ен. же­лез­ной до­ро­ги, зав. от­де­ле­ни­ем ба­кин­ско­го РОСТА. Вме­сте с В. В. Ка­мен­ским и И. М. Зда­не­ви­чем про­па­ган­ди­ро­вал фу­ту­ризм в Тиф­ли­се; ор­га­ни­зо­вал фу­ту­ри­стич. груп­пы «Син­ди­кат фу­ту­ри­стов» и «41°»; из­дал св. 70 ру­ко­пис­ных и гек­то­гра­фич. книг: сти­хов, трак­та­тов об иск-ве, лит.-кри­тич. ста­тей. В го­ды пре­бы­ва­ния на Кав­ка­зе раз­ра­бо­тал тео­рию «сдви­го­ло­гии» (воз­ник­но­ве­ния не­про­из­воль­но воз­ни­каю­щих смы­слов или бес­смыс­ли­цы при ос­лаб­ле­нии сло­во­раз­де­лов).

По­сле воз­вра­ще­ния в Мо­ск­ву (осе­нью 1921) со­труд­ни­чал с «Ле­вым фрон­том ис­кусств»; за­ни­мал­ся ис­то­ри­ей фу­ту­риз­ма (кн. «15 лет рус­ско­го фу­ту­ризма», 1928); со­ста­вил биб­лио­гра­фии Б. Л. Пас­тер­на­ка и Н. Н. Асее­ва; опуб­ли­ко­вал кни­ги: «Не­из­дан­ный Хлеб­ни­ков» (вып. 1–30, 1928–33), «Тур­нир по­этов» (вып. 1–3, 1928–34), «Жи­вой Мая­ков­ский» (вып. 1–3, 1930). Поч­ти все кни­ги К. из­да­ны ли­то­гра­фич. спо­со­бом и яв­ля­ют­ся биб­лио­гра­фич. ред­ко­стью. В сер. 1930-х гг. этот спо­соб ти­ра­жи­ро­ва­ния был за­пре­щён, и по­сле 1934 про­из­ве­де­ния К. не пе­ча­та­лись вплоть до 1990-х гг. Со­б­ран­ная К. об­шир­ная кол­лек­ция лит. до­ку­мен­тов хра­нит­ся в Рос. гос. ар­хи­ве лит-ры и иск-ва (РГАЛИ).

Соч.: Из­бран­ное. Münch., 1973; Па­мять те­перь мно­гое раз­во­ра­чи­ва­ет. Berk., 1999; Сти­хо­тво­ре­ния. По­эмы. Ро­ма­ны. Опе­ра. СПб., 2001; К ис­то­рии рус­ско­го фу­ту­риз­ма: Вос­по­ми­на­ния и до­ку­мен­ты. М., 2006.

Лит.: Су­хо­па­ров СМ. А. Кру­че­ных: Судь­ба бу­дет­ля­ни­на. Münch., 1992; А. Кру­че­ных в сви­де­тель­ст­вах со­вре­мен­ни­ков. Münch., 1994; Хард­жи­ев Н. И. Ста­тьи об аван­гар­де: В 2 т. М., 1997; Рус­ский фу­ту­ризм: Тео­рия. Прак­ти­ка. Кри­ти­ка. Вос­по­ми­на­ния. М., 1999; Мар­ков ВФ. Ис­то­рия рус­ско­го фу­ту­риз­ма. СПб., 2000.

Вернуться к началу