МАТЮ́ШИН МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАТЮ́ШИН Михаил Васильевич (1861, Нижний Новгород – 14.10.1934, Ленинград), рос. живописец, композитор, скрипач, теоретик музыки и искусства. Учился в Моск. конс. по классу скрипки (1876–81); в 1881–1913 играл в Придворном оркестре в С.-Петербурге. Проф. худож. образование получил в Рисовальной школе ОПХ (1894–98) и в петерб. студиях Я. Ф. Ционглинского (1902–05) и Е. Н. Званцевой (1906–08) у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. В 1908–10 сблизился с поэтами и художниками-футуристами (см. Кубофутуризм), испытал влияние Н. И. Кульбина. Организовал издательство «Журавль» (1909–17). Вместе со своей женой Е. Г. Гуро был одним из организаторов петерб. об-ва «Союз молодёжи» (1909–14). Автор музыки к пьесам Гуро («Нищий Арлекин», «Осенний сон», между 1909 и 1911); в 1913 создал музыку для футуристич. оперы «Победа над Солнцем» (пролог на стихи В. Хлебникова, либр. А. Е. Кручёных, сценография К. С. Малевича; опера поставлена в театре «Луна-парк» в С.-Петербурге в 1913).
Раннее живописное творчество М. обнаруживает влияния импрессионизма (серия пейзажных этюдов), затем кубизма; в сер. 1910-х гг. он обратился к абстракционизму, решая в своих полотнах проблемы цвета, ритма, динамики [«Движение цвета в пространстве», 1917–18; «Движение в пространстве», 1922(?), оба – ГРМ, и др.]. В 1918–26 преподавал в СХУМ–Вхутемасе–Вхутеине в Петрограде (Ленинграде), организовал там «Мастерскую пространственного реализма». В 1919 был лидером и идеологом учреждённого им авангардистского объединения «Зорвед». С 1921 работал в петрогр. Музее худож. культуры; в Институте художественной культуры (Гинхук, 1924–26) возглавлял Отдел органической культуры, где занимался проблемами связи зрительных, осязательных и слуховых раздражений при восприятии. Воплощая свои концепции в живописную форму, М. писал пейзажи, композиции, символико-аллегорич. портреты, находившиеся на стыке фигуративного и беспредметного искусства («Автопортрет "Кристалл"», 1917, частное собрание, С.-Петербург; «Цветок человека…», 1918, ГРМ, и др.).
С 1914 выступал как худож. критик. Последние годы жизни посвятил углублённому изучению проблем цветоведения; возглавил подготовку коллективного труда «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932). Автор трактатов «Руководство к изучению четвертей тона для скрипки» (1915; положил начало изучению и практич. применению микрохроматич. системы в России), «Новый пространственный реализм. Художник в Опыте четвёртой меры» (1916–20), «Опыт художника новой меры» (1926) и др. сочинений.