Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАКСТ ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ

Авторы: В. А. Кулаков

БАКСТ Лев (Ле­он) Са­мой­ло­вич (наст. имя и фам. Лейб-Ха­им Из­раи­ле­вич Ро­зен­берг) [27.1(8.2).1866, Грод­но (по ар­хив­ным дан­ным РГИА) – 27.12.1924, Па­риж], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, акад. пе­терб. АХ (1914). Был воль­но­слу­ша­те­лем пе­терб. АХ (1883–1887; сре­ди учи­те­лей – П. П. Чис­тя­ков); в 1890 изу­чал тех­ни­ку ак­ва­ре­ли у Аль­бер­та Н. Бе­нуа. Ре­шаю­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии творч. ин­ди­ви­ду­аль­но­сти Б. сыг­ра­ло зна­ком­ст­во в 1890 с Алек­сан­дром Н. Бе­нуа и его ок­ру­же­ни­ем. С 1891 поч­ти еже­год­но пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе; в 1893–96 со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Па­ри­же (в сту­дии Ж. Л. Же­ро­ма и у А. Эдель­фель­та). Чл. объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (с 1899) и Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (с 1903), по­жиз­нен­ный чл. Осен­не­го са­ло­на в Па­ри­же (с 1906). Пре­по­да­вал в шко­ле Е. Н. Зван­це­вой в С.-Пе­тер­бур­ге (1906–10).

В ран­них ра­бо­тах от­ра­зи­лось влия­ние пе­ре­движ­ни­ков и А. фон Мен­це­ля; с кон. 1890–1900-х гг. Б. ста­но­вит­ся од­ним из ве­ду­щих мас­те­ров рус. мо­дер­на (оформ­ле­ние жур­на­лов «Мир ис­кус­ст­ва», «Зо­ло­тое ру­но», «Са­ти­ри­кон», «Апол­лон», книг, вы­ста­воч­ных ка­та­ло­гов, те­ат­раль­ных про­грамм) и вме­сте с др. «ми­ри­скус­ни­ка­ми» спо­соб­ст­во­вал раз­ви­тию рус. книж­ной и жур­наль­ной гра­фи­ки нач. 20 в. Соз­дал га­ле­рею жи­во­пис­ных и гра­фич. порт­ре­тов дея­те­лей иск-ва, от­ме­чен­ных ост­ро­той ха­рак­те­ри­сти­ки и ла­ко­низ­мом ху­дож. язы­ка: И. И. Ле­ви­та­на, Алек­санд­ра Н. Бе­нуа, К. А. Со­мо­ва, С. П. Дя­ги­ле­ва, А. Я. Го­ло­ви­на, А. П. Пав­ло­вой, Л. Ф. Мя­си­на, А. Дун­кан, Ж. Кок­то, ряд ав­то­порт­ре­тов.

Л. С. Бакст. «Элизиум». Эскиз занавеса для Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской. 1906. Третьяковская галерея (Москва).

В твор­че­ст­ве Б. от­ра­зи­лось глу­бо­кое ув­ле­че­ние иск-вом Древ­ней Гре­ции: за­на­вес «Эли­зи­ум» для те­ат­ра В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской (1906, ГРМ; эс­киз в ГТГ), пей­за­жи, соз­дан­ные во вре­мя пу­те­ше­ст­вия по Гре­ции вме­сте с В. А. Се­ро­вым (1907), сим­во­ли­ст­ская кар­ти­на-пан­но «Древ­ний ужас» («Terror Antiquus», 1908, ГРМ). Этой же те­ме по­свя­ще­ны пер­вые ра­бо­ты Б. для те­ат­ра: «Ип­по­лит» Ев­ри­пи­да (1902) и «Эдип в Ко­ло­не» Со­фок­ла (1904; оба – в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре). Ми­ро­вую из­вест­ность ху­дож­ни­ку при­нес­ло его со­труд­ни­че­ст­во (в 1909–17 и в 1921) с Рус­ски­ми се­зо­на­ми и труп­пой Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. Про­жи­вая по­сто­ян­но в Па­ри­же с 1910, Б. ра­бо­тал так­же для трупп И. Л. Ру­бин­штейн, А. П. Пав­ло­вой, оформ­лял спек­так­ли те­ат­ров Па­ри­жа, Лон­до­на и др.

Л. С. Бакст. «Беотийка». Эскиз костюма для балета «Нарцисс» Н. Н. Черепнина. 1911. Частное собрание (США).

Ре­фор­ма­тор рус. и зап.-ев­роп. те­ат­раль­но-де­ко­рац. иск-ва 20 в., Б. под­нял сце­но­гра­фию на уро­вень важ­ней­ше­го ком­по­нен­та спек­так­ля. В ос­но­ве его те­ат­раль­ных ра­бот – де­ко­ра­тив­ные жи­во­пис­ные пан­но, не­ис­то­щи­мые в сво­ей кра­соч­ной фан­та­зии, сти­ли­сти­че­ски близ­кие иск-ву мо­дер­на. Гл. те­мы те­ат­раль­но­го твор­че­ст­ва Б. – ори­ен­таль­ная («Шехе­ра­за­да» на муз. Н. А. Рим­ско­го-Кор­сако­ва, 1910, Рус­ские се­зо­ны; «Иш­тар» В. д’Энди, 1924, Па­риж­ская опе­ра), ска­зоч­но-фан­та­сти­че­ская и осо­бен­но ан­тич­ная («Нар­цисс» Н. Н. Че­реп­ни­на, 1911; «Даф­нис и Хлоя» М. Ра­ве­ля, «По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на» на муз. К. Де­бюс­си, оба 1912; все – Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва; «Фед­ра» Г. д’Аннунцио, труп­па И. Л. Ру­бин­штейн, 1923, и др.). Ис­поль­зуя не­по­средств. впе­чат­ле­ния от при­ро­ды и иск-ва Гре­ции, Б. сти­ли­зо­вал ан­тич­ность как «сча­ст­ли­вое дет­ст­во» че­ло­ве­че­ст­ва и как ус­лов­но-ис­то­риче­ский фон ми­фо­ло­гич. те­ат­раль­ных сю­же­тов. В позд­нем твор­че­ст­ве ис­пы­тал воз­дей­ст­вие итал. сце­но­гра­фов-пер­спек­ти­ви­стов 18 в. (Ф. Галли-Биб­бие­на и др.) – оно за­мет­но в из­бы­точ­но-рос­кош­ном, поч­ти ба­роч­ном оформ­ле­нии ба­ле­та «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го (1921, Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва). Изы­скан­ные, кра­соч­ные, час­то фан­та­сти­че­ские кос­тю­мы Б. (для ба­ле­тов: «Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1910; «Пе­ри» П. Дю­ка, 1911; «Ле­ген­да об Ио­си­фе» Р. Штрау­са, 1914, и др.) слу­жат вы­яв­ле­нию пла­стич. ри­сун­ка об­раза и ор­га­нич­но до­пол­ня­ют об­щее ре­ше­ние спек­так­ля. Ху­дож­ник ис­пол­нял так­же эс­ки­зы кос­тю­мов по за­ка­зам ар­ти­стов Л. В. Со­би­но­ва, М. Ф. Кше­син­ской, А. П. Пав­ло­вой, Т. П. Кар­са­ви­ной, И. Л. Ру­бин­штейн, В. Ф. Ни­жин­ско­го.

Не­мно­гие ра­бо­ты Б. в об­лас­ти ди­зай­на об­на­ру­жи­ва­ют его уни­каль­ный дар де­ко­ра­то­ра: оформ­ле­ние ис­то­ри­ко-ху­дож. вы­став­ки рус. порт­ре­тов в Тав­ри­че­ском двор­це (1905, С.-Пе­тер­бург), вы­ста­вок «Ми­ра ис­кус­ст­ва» в Па­ри­же (1906) и Бер­ли­не (1907), ин­терь­е­ров в ча­ст­ных до­мах С.-Пе­тер­бур­га, Ве­не­ции и Лон­до­на (в т. ч. се­рия де­ко­ра­тив­ных пан­но по мо­ти­вам сказ­ки «Спя­щая кра­са­ви­ца» Ш. Пер­ро для особ­ня­ка Д. Рот­шиль­да, 1915–22), ин­терь­е­ра те­ат­ра в Эвер­грин-ха­ус в Бал­ти­мо­ре (1922–23; ны­не му­зей ун-та Дж. Хоп­кин­са). В нач. 1920-х гг. Б. мо­де­ли­ро­вал жен­скую оде­ж­ду, соз­да­вал ри­сун­ки для рос­пи­сей тка­ней; его при­ня­то счи­тать од­ним из про­воз­ве­ст­ни­ков ар де­ко. Ху­дож­ник по­сто­ян­но вы­сту­пал со стать­я­ми и лек­ция­ми по во­про­сам совр. иск-ва и мо­ды; в 1922–24 два­ж­ды со­вер­шил лек­ци­он­ное тур­не по США и Ка­на­де. Твор­че­ст­во Б. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на совр. те­ат­раль­ных ху­дож­ни­ков, мо­дель­е­ров и ди­зай­не­ров.

Лит.: Бо­ри­сов­ская Н. А. Л. Бакст. М., 1979; Proujan I. L. Bakst. Léningrad, 1986; Schou­va­loff A. L. Bakst: the theatre art. L., 1991; Го­лы­нец С. В. Л. Бакст. М., 1992; Бес­па­ло­ва Е. Бакст в Аме­ри­ке // На­ше на­сле­дие. 1997. № 39/40.

Вернуться к началу