БАКСТ ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАКСТ Лев (Леон) Самойлович (наст. имя и фам. Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) [27.1(8.2).1866, Гродно (по архивным данным РГИА) – 27.12.1924, Париж], рос. живописец, график, сценограф, акад. петерб. АХ (1914). Был вольнослушателем петерб. АХ (1883–1887; среди учителей – П. П. Чистяков); в 1890 изучал технику акварели у Альберта Н. Бенуа. Решающую роль в формировании творч. индивидуальности Б. сыграло знакомство в 1890 с Александром Н. Бенуа и его окружением. С 1891 почти ежегодно путешествовал по Европе; в 1893–96 совершенствовался в Париже (в студии Ж. Л. Жерома и у А. Эдельфельта). Чл. объединения «Мир искусства» (с 1899) и Союза русских художников (с 1903), пожизненный чл. Осеннего салона в Париже (с 1906). Преподавал в школе Е. Н. Званцевой в С.-Петербурге (1906–10).
В ранних работах отразилось влияние передвижников и А. фон Менцеля; с кон. 1890–1900-х гг. Б. становится одним из ведущих мастеров рус. модерна (оформление журналов «Мир искусства», «Золотое руно», «Сатирикон», «Аполлон», книг, выставочных каталогов, театральных программ) и вместе с др. «мирискусниками» способствовал развитию рус. книжной и журнальной графики нач. 20 в. Создал галерею живописных и графич. портретов деятелей иск-ва, отмеченных остротой характеристики и лаконизмом худож. языка: И. И. Левитана, Александра Н. Бенуа, К. А. Сомова, С. П. Дягилева, А. Я. Головина, А. П. Павловой, Л. Ф. Мясина, А. Дункан, Ж. Кокто, ряд автопортретов.
В творчестве Б. отразилось глубокое увлечение иск-вом Древней Греции: занавес «Элизиум» для театра В. Ф. Комиссаржевской (1906, ГРМ; эскиз в ГТГ), пейзажи, созданные во время путешествия по Греции вместе с В. А. Серовым (1907), символистская картина-панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908, ГРМ). Этой же теме посвящены первые работы Б. для театра: «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904; оба – в Александринском театре). Мировую известность художнику принесло его сотрудничество (в 1909–17 и в 1921) с Русскими сезонами и труппой Русский балет Дягилева. Проживая постоянно в Париже с 1910, Б. работал также для трупп И. Л. Рубинштейн, А. П. Павловой, оформлял спектакли театров Парижа, Лондона и др.
Реформатор рус. и зап.-европ. театрально-декорац. иск-ва 20 в., Б. поднял сценографию на уровень важнейшего компонента спектакля. В основе его театральных работ – декоративные живописные панно, неистощимые в своей красочной фантазии, стилистически близкие иск-ву модерна. Гл. темы театрального творчества Б. – ориентальная («Шехеразада» на муз. Н. А. Римского-Корсакова, 1910, Русские сезоны; «Иштар» В. д’Энди, 1924, Парижская опера), сказочно-фантастическая и особенно античная («Нарцисс» Н. Н. Черепнина, 1911; «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Послеполуденный отдых фавна» на муз. К. Дебюсси, оба 1912; все – Русский балет Дягилева; «Федра» Г. д’Аннунцио, труппа И. Л. Рубинштейн, 1923, и др.). Используя непосредств. впечатления от природы и иск-ва Греции, Б. стилизовал античность как «счастливое детство» человечества и как условно-исторический фон мифологич. театральных сюжетов. В позднем творчестве испытал воздействие итал. сценографов-перспективистов 18 в. (Ф. Галли-Биббиена и др.) – оно заметно в избыточно-роскошном, почти барочном оформлении балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921, Русский балет Дягилева). Изысканные, красочные, часто фантастические костюмы Б. (для балетов: «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1910; «Пери» П. Дюка, 1911; «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса, 1914, и др.) служат выявлению пластич. рисунка образа и органично дополняют общее решение спектакля. Художник исполнял также эскизы костюмов по заказам артистов Л. В. Собинова, М. Ф. Кшесинской, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, И. Л. Рубинштейн, В. Ф. Нижинского.
Немногие работы Б. в области дизайна обнаруживают его уникальный дар декоратора: оформление историко-худож. выставки рус. портретов в Таврическом дворце (1905, С.-Петербург), выставок «Мира искусства» в Париже (1906) и Берлине (1907), интерьеров в частных домах С.-Петербурга, Венеции и Лондона (в т. ч. серия декоративных панно по мотивам сказки «Спящая красавица» Ш. Перро для особняка Д. Ротшильда, 1915–22), интерьера театра в Эвергрин-хаус в Балтиморе (1922–23; ныне музей ун-та Дж. Хопкинса). В нач. 1920-х гг. Б. моделировал женскую одежду, создавал рисунки для росписей тканей; его принято считать одним из провозвестников ар деко. Художник постоянно выступал со статьями и лекциями по вопросам совр. иск-ва и моды; в 1922–24 дважды совершил лекционное турне по США и Канаде. Творчество Б. оказало значит. влияние на совр. театральных художников, модельеров и дизайнеров.