ГА́ЛЛИ-БИББИЕ́НА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́ЛЛИ-БИББИЕ́НА (Galli Bibbiena; Galli-Bibiena; Galli da Bibbiena), семья итал. сценографов, архитекторов и живописцев-декораторов 2-й пол. 17–18 вв. Представители позднего барокко, Г.-Б. создавали пышные архит. декорации преим. для постановок опер-сериа; благодаря деятельности во многих городах Европы были гл. законодателями вкуса в области театрально-декорац. иск-ва своей эпохи.
Родоначальник семьи – Джованни Мария (Старший) (1618 или 1625, Биббиена, близ Болоньи – 21.6.1665, Болонья), обучался в Болонье у Ф. Альбани и М. Альдровандини. Писал ведуты, фрески (в Палаццо Комунале и ц. дель-Джезу в Болонье и др.). Его дети – дочь, живописец Мария Ориана (1656–1749), и сыновья, Фердинандо и Франческо, крупнейшие представители худож. династии.
Фердинандо (18.8.1657, Болонья – 3.1.1743, там же), учился в Болонье у М. Альдровандини, К. Чиньяни, Дж. А. Маннини, Э. Ривани (некогда машиниста театра в Версале) и арх. Дж. Дж. Монти. Ок. 30 лет работал в Парме (с 1697 «первый придворный архитектор») и Пьяченце, исполнял декоративные работы (в «Театро Фарнезе» в Парме, в церквах), оформлял празднества, церемонии и спектакли. В 1708 приглашён эрцгерцогом Карлом Австрийским (будущим имп. Карлом VI) в Барселону, затем в Вену (1712–16), где оформлял спектакли и церемонии. В Мантуе построил «Театро Реале» (1731–35). В сценографии, отказавшись от ренессансного принципа симметричного построения декораций, стремился к созданию динамичной пространственности за счёт глубинной диагональной перспективы, совмещения разл. точек зрения, живописного иллюзионизма (работал в театрах Венеции, Неаполя, Генуи, Болоньи, Турина, Милана, Мантуи и др.). Его теоретич. труды об архитектуре и законах её перспективного изображения оказали большое воздействие на европ. сценографию 18 – нач. 19 вв. Отец сценографов и архитекторов Алессандро (1686–1748), Антонио Луиджи, Джованни Марии (Младшего) (1693 или 1694–1777) и Джузеппе.
Франческо (12.12.1659, Болонья – 20.1.1739, там же), учился в Болонье у Л. Пазинелли и К. Чиньяни (1672–73). Исполнял росписи церквей и дворцов (Палаццо Фантуцци в Болонье, 1678–1684; Палаццо Дукале в Пьяченце, 1682, и др.). Позднее работал в Риме, был придворным архитектором в Мантуе. Построил оперные театры в Вене (1704), Нанси (1708–09), «Театро Филармонико» в Вероне (ок. 1715) и «Театро Алиберти» в Риме (1720; оба – вместе с Антонио Луиджи). Оформлял спектакли придворного театра в Вене, в театрах Генуи, Неаполя (оперы А. Скарлатти), Милана, Вероны, Венеции и др. В 1726 вернулся в Болонью, где возглавлял академию Клементина. Отец сценографа и арх. Джованни Карло Сичинио (1717–60), работавшего в Болонье, Милане и Лиссабоне (с 1752).
Джузеппе (5.1.1696, Парма – нач. 1757, Берлин), работал с отцом в Вене над оформлением имп. празднеств и церемоний; с 1727 гл. придворный художник театра. По его проекту перестроен Маркграфский театр в Байрёйте (1744–1748; также декоративные росписи, совм. с сыном Карло) – один из лучших сохранившихся барочных театральных залов. Затем был «первым театральным архитектором» в Дрездене (построил оперный театр в Цвингере, 1737–38, не сохр.; оформлял постановки опер Н. Йоммелли, И. А. Хассе и др.); сотрудничал также с театрами Венеции (сценография опер А. Вивальди, 1742–43), Праги, Берлина (с 1754), Мюнхена, Линца. Виртуозно использовал иллюзионистич. пространственные эффекты; одним из первых применил транспарантные (просвечивающие) декорации. Автор теоретич. труда «Архитектура и перспектива» («Architetture e prospettive», 1740–1743). Отец сценографов Карло Игнацио и Фердинандо Антонио (ум. после 1778).
Антонио Луиджи [1.1.1698 (по др. сведениям, 16.1.1700), Парма – 28.1.1774, Милан], обучался в Болонье у Дж. Дж. дель Соле, Ф. Торелли и М. А. Франческини. В 1712–17, 1721–40 и 1745–51 жил в Вене; с 1727 «второй придворный театральный архитектор». Сотрудничал с отцом и братом Джузеппе в работе над оформлением опер в придворном театре. Исполнял живописный декор церквей в Вене (ц. Св. Петра, 1730–32), Пресбурге (ныне Братислава), Мельке, Гурке и др.; оформлял церемонии (погребение имп. Карла VI в 1740). Работал также в Сиене (в 1753 построил театр в Палаццо Публико; не сохр.), Пистое, Ливорно, Парме, Милане; во Флоренции реконструировал «Театро делла Пергола» (1755). В Болонье построил «Театро Комунале» (1756–63), оформлял спектакли (оперы К. В. Глюка, В. Манфредини и др.), исполнил росписи в Палаццо Комунале (1762–63) и др. Чл. академии Клементина. В Саббионете декорировал ц. Вознесения Богоматери (1768; возможно, по эскизам Фердинандо); в Мантуе построил «Театро Шентифико» («Научный театр») в академии Виргилиана (1767–69) и фасад ц. Сан-Барнаба; исполнил роспись одного из залов в Палаццо Дукале.
Карло Игнацио (крещён 8.2.1721, Вена – 1787, Флоренция), сын и ученик Джузеппе. Работал в Байрёйте (с 1745), Мюнхене (1753–56), Риме, Болонье, Лондоне; в 1763–72 оформлял придворные спектакли в Берлине (оперы И. А. Хассе, И. Ф. Агриколы и др.). Затем работал в Неаполе, Павии (создал план «Театро Гранде», 1773), С.-Петербурге (до 1778), Стокгольме и Дроттнингхольме. Сценография Карло Г.-Б. отмечена дробностью тщательно выписанных форм и суховатостью исполнения. В 1767 в Тревизо у него обучался П. ди Г. Гонзаго.