О́ПЕРА-СЕ́РИА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ПЕРА-СЕ́РИА (итал. opera seria – серьёзная опера), жанр итал. оперы 18 в. на историко-легендарный, реже мифологич. сюжет. Термин стал использоваться во 2-й пол. 18 в. как синоним «dramma per musica» (муз. драма), в противоположность термину опера-буффа. Истоки O.-с. – в лит. реформе академии «Аркадия» (1690-е гг.), связанной с возрождением в муз. театре жанра пасторали и обращением к нормам аристотелевской поэтики и франц. классицистского театра (см. в ст. Классицизм). Радикальные преобразования были предприняты в 1700–10-х гг. венецианскими либреттистами (А. Дзено, П. Париати, Ф. Сильвани, Дж. Фриджимелика-Роберти, А. Пьовене) и композиторами (К. Ф. Поллароло, Ф. Гаспарини, А. Лотти). Эталонные тексты О.-с. принадлежат либреттисту П. Метастазио, который воспринял результаты драматич. реформы нач. 18 в.: правило «трёх единств» (места, времени и действия), отказ от типичного для барочных трагикомедий смешения комических и серьёзных элементов в сюжете, 3-актное строение оперы (без аллегорич. пролога), соблюдение логич. связи сцен, разделение функций речитатива (развитие сюжета) и арии (воплощение аффекта; см. в ст. Аффектов теория), стабильная композиция сцены (чередование речитатива и арии «на уход» персонажа), прояснение языка, исключение вульгаризмов и диалектизмов.
Первый этап развития О.-с. – 1720–1730-е гг.: «золотое десятилетие», время появления шедевров жанра у композиторов преим. неаполитанской школы. Ключевой фигурой в создании O.-с. 1720-х – нач. 1730-х гг. был Л. Винчи, автор 6 опер на либретто П. Метастазио, в т. ч. «Покинутая Дидона» (1726), «Катон в Утике» (1728) и «Артаксеркс» (1730). Важную роль в утверждении общенационального значения неаполитанской O.-с. сыграл Н. Порпора: его оперы на тексты Метастазио ставились в Венеции, Риме, Милане, Турине, Реджо-Эмилии. В 1730-х гг. лидирующую позицию в Неаполе заняли Л. Лео и Дж. Б. Перголези, наиболее тесный творч. контакт у Метастазио сложился с И. А. Хассе. В муз. поэтике О.-с. 1720–30-х гг. господствовал принцип кьяроскуро (итал. chiaroscuro – светотень), согласно которому арии чередовались по принципу контраста (нередко контрастировали и части в самой арии); утвердились муз. средства осн. образных сфер (лирич. и героич.); сложились типич. приёмы построения речитатива и его разновидности – secco («сухой», в сопровождении чембало) и accompagnato («аккомпанированный», сопровождаемый др. инструментами оркестра), формы сольных номеров. Несмотря на типизацию, индивидуальные стили композиторов отличались значит. своеобразием.
Во 2-й период развития O.-с. (1740–1770-е гг.) тип либретто, созданный Метастазио, приобрёл чрезвычайную популярность во всех европ. странах. Большинство композиторов работали за пределами Италии, доминирующее положение занимали И. А. Хассе, Н. Йоммелли, Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Ф. ди Майо, Д. Перес, И. К. Бах. В областях муз. композиции и драматургии параллельно развивались тенденции к большей драматизации (введение ансамблей, повышение роли динамич. аккомпанированных речитативов и активных арий у Лео, Галуппи, Йоммелли) и «идеализации» жанра [приоритет лирич. сферы, образцовое воплощение аффектов, равновесие и совершенство формы и общей композиции (Хассе, И. К. Бах)]. В 1760–70-х гг. в ряде европ. городов (Парма, Штутгарт, Мангейм, С.-Петербург) были осуществлены многочисл. попытки реформы О.-с., как правило, под воздействием франц. вкусов (Траэтта, Йоммелли, Галуппи, Майо, Перес, либреттисты К. И. Фругони, М. Вераци, М. Кольтеллини), которые в самой Италии большого резонанса не имели. Самой последовательной была реформа К. В. Глюка и либреттиста Р. Кальцабиджи (1760-е гг., Вена).
В кон. 1770-х гг. О.-с. стала сдавать свои позиции опере-буффа в публичных театрах, сохраняя значение праздничного придворного спектакля в честь торжественного случая. Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, В. А. Моцарт отдавали предпочтение комич. жанру как более востребованному. После 1789 под влиянием революц. событий во Франции вновь пробудился вкус к трагич. и остродраматич. сюжетам. Осваивая реформаторские опыты 1760-х гг., О.-с. одновременно испытывала нарастающее влияние «оперы спасения». В нач. 19 в. жанр прекратил существование.