Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОНЗА́ГО ГОНЗАГА ПЬЕТРО ДИ ГОТТАРДО

Авторы: В. А. Кулаков
П. ди Г. Гонзаго. Эскиз декорации «Морская пристань». Акварель, бистр. Музей личных коллекций(отдел Музея изобразительных искусствимени А. С. Пушкина, Москва).

ГОНЗА́ГО, Гон­за­га (Gonzago, Gonzaga) Пьет­ро ди Гот­тар­до (Пётр Фё­до­ро­вич) [25.3.1751, Лон­га­ро­не, близ Бел­лу­но – 25.7(6.8).1831, С.-Пе­тер­бург], итал. сце­но­граф, жи­во­пи­сец и ар­хи­тек­тор. Учил­ся у от­ца, сцено­гра­фа Фран­че­ско Гон­за­го, за­тем в Ве­не­ции (1769–71) у А. Ви­зен­ти­ни и Дж. Мо­ретти, в Ми­ла­не (1772–76) у бр. Ф., Дж. А. и Б. Гал­лиа­ри. Ис­пы­тал влия­ние А. Ка­на­лет­то, Дж. Б. Пи­ра­не­зи, позд­нее – Дж. Ква­рен­ги. С 1779 ра­бо­тал в те­ат­рах Ве­не­ции, Ми­ла­на, Ри­ма, Пар­мы, Ту­ри­на. В 1792 прие­хал в Рос­сию по при­гла­ше­нию кн. Н. Б. Юсу­по­ва; был гл. де­ко­ра­то­ром с.-пе­терб. имп. те­ат­ров (1792–1828). Поч. чл. ака­де­мий в Ри­ме и Пар­ме, поч. воль­ный общ­ник пе­терб. АХ (1794). Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель клас­си­циз­ма в рус. сце­но­гра­фии кон. 18 – нач. 19 вв., Г. в сво­их ар­хи­тек­турно-пер­спек­тив­ных де­ко­ра­ци­ях соз­дал иск-во «боль­шо­го сти­ля», в ко­то­ром ис­поль­зо­ва­ны так­же ба­роч­ные эф­фек­ты ил­лю­зор­ной про­стран­ст­вен­но­сти и приё­мы соз­да­ния «ро­ман­ти­че­ско­го» на­строе­ния (ос­ве­ще­ние, вве­де­ние пей­за­жа и т. п.). Уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии (с А. Ка­ноп­пи, Д. Кор­си­ни и др.) мн. спек­так­лей те­ат­ров С.-Пе­тер­бур­га (Боль­шо­го Ка­мен­но­го, Эр­ми­таж­но­го), при­двор­ных – в Гат­чи­не, Пе­тер­го­фе, Пав­лов­ске, Цар­ском Се­ле; Пет­ров­ско­го те­ат­ра в Мо­ск­ве, кре­по­ст­ных те­ат­ров кн. Юсу­по­ва в Ар­хан­гель­ском и гр. Н. П. Ше­ре­ме­те­ва в Ос­тан­ки­не, в т. ч. ба­ле­тов В. Мар­тин-и-Со­ле­ра, К. А. Ка­во­са, Д. Штей­бель­та, опер А. Грет­ри, Ка­во­са, К. В. Глю­ка, Дж. Паи­зи­ел­ло, тра­ге­дий Я. Б. Княж­ни­на, В. А. Озе­ро­ва, Ж. Ра­си­на и др. Соз­да­вал так­же оформ­ле­ние при­двор­ных тор­жеств и це­ре­мо­ний, те­атр. за­на­ве­сы, рос­пи­си стен и пла­фо­нов (пар­ко­вых па­виль­о­нов и Боль­шо­го двор­ца в Пав­лов­ске, 1797–1800 и 1814–23; двор­ца кн. Юсу­по­вых на Фон­тан­ке и др.), про­ек­ты те­ат­раль­ных зда­ний – в Ар­хан­гель­ском (1817–18; в те­ат­ре со­хра­ни­лись под­лин­ные де­ко­ра­ции Г.), в са­ду Ми­хай­лов­ско­го зам­ка и на Двор­цо­вой пл. (1827; оба в С.-Пе­тер­бур­ге); при­нимал уча­стие в пла­ни­ров­ке ланд­шафт­но­го пар­ка в Пав­лов­ске. Ав­тор трак­та­тов о те­ат­раль­ной ар­хи­тек­ту­ре и сце­но­гра­фии. Сре­ди уче­ни­ков – сце­но­гра­фы Г. С. Му­хин, М. Яков­лев, сын, Па­вел Пет­ро­вич Гон­за­го (1794–1877).

Соч.: La musique des yeux et l’optique théât­rale. Saint Petersbourg, 1807; Information à mon chéf ou éclaircissement convenable du déco­rateur théâtral. Saint Petersbourg, 1807; Remarques sur la construction des théâtres… Saint Petersbourg, 1817.

Лит.: Sofia-Moretti U. P. Gonzaga. Scenog­ra­fo e architetto veneto. Mil., 1960; Scenografie di P. Gonzago. (Cat.). Venezia, 1967; Сыр­ки­на Ф. Я. П. ди Гот­тар­до Гон­за­га. Жизнь и твор­че­ст­во. Со­чи­не­ния. М., 1974; П. Гон­за­га: Эс­ки­зы де­ко­ра­ций и рос­пи­сей. Кат. вы­став­ки. Л., 1980.

Вернуться к началу