Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВАРЕ́НГИ

Авторы: И. Е. Путятин

КВАРЕ́НГИ, Куа­рен­ги, Гва­рен­ги (Qua­ren­ghi) Джа­ко­мо (Джа­ко­мо Ан­то­нио До­ме­ни­ко) [20.9.1744, Ро­та д’Иманья, пров. Бер­га­мо – 17.2(1.3).1817, С.-Пе­тер­бург], итал. и рос. ар­хи­тек­тор, де­ко­ра­тор, жи­во­пи­сец, гра­фик, поч. воль­ный общ­ник пе­терб. АХ (1805). Ро­дил­ся в ари­сто­кра­тич. и ху­дож. се­мье (его отец и дед за­ни­ма­лись жи­во­пи­сью). В юно­сти го­то­вил­ся к карь­е­ре свя­щен­но­слу­жи­те­ля или юри­ста, изу­чал бо­го­сло­вие, фи­ло­со­фию, пра­во, ув­ле­кал­ся ан­тич­ной по­эзи­ей. Про­тив во­ли ро­ди­те­лей ре­шил по­свя­тить се­бя жи­во­пи­си. Учил­ся в Бер­га­мо у Дж. Рад­жи и П. В. Бо­но­ми­ни (по­сле­до­ва­те­лей Дж. Б.Тье­по­ло) в сер. 1750-х гг., с 1763 – в Ри­ме у А. Р. Менг­са, за­тем в сту­дии С. Поц­ци (1764–66), где под­ру­жил­ся с арх. Брен­ной (ве­ро­ят­но, В. Брен­на, ра­бо­тав­ший за­тем в Рос­сии) и под его влия­ни­ем ув­лёк­ся ар­хи­тек­ту­рой. В 1767–69 обу­чал­ся ар­хи­тек­ту­ре у позд­не­ба­роч­но­го арх. П. По­зи, за­тем у ли­он­ско­го арх. А. Де­ри­зе (за­ни­мав­ше­го­ся в Ри­ме цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­рой), дру­га И. И. Вин­кель­ма­на; вме­сте с Н. Джан­си­мо­ни ри­со­вал и об­ме­рял па­мят­ни­ки ан­тич­но­го Ри­ма. К. был ув­ле­чён тео­ри­ей Де­ри­зе о муз. про­пор­ци­ях в ар­хи­тек­ту­ре, да­же изу­чал кон­тра­пункт и за­ни­мал­ся со­чи­не­ни­ем му­зы­ки под рук. Н. Йо­ммел­ли (1770).

Под впе­чат­ле­ни­ем трак­та­та А. Пал­ла­дио «Че­ты­ре кни­ги об ар­хи­тек­ту­ре» К. стал стра­ст­ным при­вер­жен­цем пал­ла­ди­ан­ст­ва (его да­же про­зва­ли «те­нью Пал­ла­дио»). По­се­тил Не­аполь, Пом­пеи и Си­ци­лию, за­тем Ви­чен­цу, Ве­ро­ну, Ман­тую, Ас­си­зи, Ри­ми­ни и Пес­тум. В 1771–72 жил в Ве­не­ции, где под­ру­жил­ся с ар­хи­тек­то­ра­ми-пал­ла­ди­ан­ца­ми Т. Те­ман­цой и Дж. Сель­вой, по­зна­ко­мил­ся с анг­ли­ча­на­ми и по­лу­чил неск. англ. за­ка­зов. К. так­же ин­те­ре­со­вал­ся совр. ар­хи­тек­ту­рой клас­си­циз­ма: ра­бо­та­ми Ш. де Вайи, К. Н. Ле­ду, Э. Л. Бул­ле и Р. Ада­ма. В 1771–77 К. об­но­вил ин­терь­ер ср.-век. ц. Сан­та-Ско­ла­сти­ка в Су­биа­ко, ко­то­рая ста­ла од­ной из пер­вых итал. клас­си­ци­стич. церк­вей. За­тем ра­бо­тал в Ри­ме в ц. Сан­та-Ма­рия-ин-Кам­пи­тел­ли и спро­ек­ти­ро­вал муз. зал Ка­пи­то­лий­ско­го двор­ца (1775, осу­ще­ст­в­лён) по за­ка­зу се­на­то­ра и ме­це­на­та А. Риц­цо­ни­ко, в до­ме ко­то­ро­го по­зна­ко­мил­ся с А. Ка­но­вой, Дж. Б. Пи­ра­не­зи и др. ху­дож­ни­ка­ми. В 1778–79 пу­те­ше­ст­во­вал по Юж. Фран­ции. По ре­ко­мен­да­ции Ф. М. Грим­ма в 1779 К. был при­гла­шён к имп. дво­ру в Рос­сию.

Фото А. И. Нагаева Дж. Кваренги. Александровский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин). 1792–96.

В 1779–1817 жил пре­им. в С.-Пе­тер­бур­ге, не­од­но­крат­но со­вер­шал по­езд­ки в Мо­ск­ву и др. го­ро­да Рос­сии, а так­же в Ита­лию (1794–95 и 1810–11). Зна­ко­мил­ся с др.-рус. ар­хи­тек­ту­рой и па­мят­ни­ка­ми зод­че­ст­ва 18 в. (ис­пол­нил мно­го­числ. ар­хит. и пей­заж­ные за­ри­сов­ки, имею­щие боль­шую ху­дож. и ис­то­рич. цен­ность). Сре­ди пер­вых ар­хит. за­ка­зов Ека­те­ри­ны II бы­ло строи­тель­ст­во 4 сель­ских церк­вей близ Цар­ско­го Се­ла (1781–1785, раз­ру­ше­ны во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны). Их про­стые ку­би­че­ские объ­ё­мы с еди­ным про­стран­ст­вом, пе­ре­кры­тым ши­ро­ким ци­лин­д­рич. сво­дом и низ­кой ал­тар­ной пре­гра­дой-ко­лон­на­дой, долж­ны бы­ли на­по­ми­нать о позд­не­ан­тич­ных гроб­ни­цах и хра­мах пер­вых хри­сти­ан, а 2 сим­мет­рич­ные ко­ло­коль­ни на зап. фа­са­де, вдох­нов­лён­ные ве­не­ци­ан­ски­ми церк­ва­ми Пал­ла­дио, ука­зы­ва­ли и на ха­рак­тер­ную фор­му гре­че­ских (афон­ских) церк­вей. Один из цен­три­че­ских ан­тич­ных па­мят­ни­ков К. вос­про­из­вёл в Ка­зан­ской церк­ви-мав­зо­лее А. Д. Лан­ско­го (1785–90) в Цар­ском Се­ле, где так­же по­стро­ил па­виль­он «Кон­церт­ный зал» (1784–86) и Алек­сан­д­ров­ский дво­рец (1792–96). В Пе­тер­го­фе К. воз­вёл Анг­лий­ский дво­рец (1781–94, пол­но­стью раз­ру­шен в 1942). Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. ра­бот К. в С.-Пе­тер­бур­ге – зда­ния Ака­де­мии на­ук (1783–89), Ас­сиг­на­ци­он­но­го бан­ка на Са­до­вой ул. (1783–90); Эр­ми­таж­ный те­атр (1783–87; про­об­ра­зом по­слу­жил «Те­ат­ро Олим­пи­ко» Пал­ла­дио в Ви­чен­це), Ека­те­ри­нин­ский ин-т на Фон­тан­ке (1804–07; ны­не часть РНБ), Кон­но­гвар­дей­ский ма­неж (1804–07), Смоль­ный ин-т (1806–08).

Дж. Кваренги. Конногвардейский манеж в С.-Петербурге. 1804–07. Фото В. М. Паппе

Круп­ней­ший мас­тер рус. клас­си­циз­ма, К. од­ним из пер­вых гар­мо­нич­но при­спо­со­бил пал­ла­ди­ан­ские схе­мы сель­ских вилл к плот­ной гор. за­строй­ке. Ему уда­лось впи­сать двор­цо­вые ти­пы фа­са­дов особ­ня­ков в еди­ный ряд до­мов вдоль ули­цы; он ис­поль­зо­вал объ­ём­ные клас­сич. ко­лон­на­ды в кон­тра­сте с ши­ро­ки­ми плос­ко­стя­ми стен, про­ре­зан­ны­ми про­с­ты­ми ок­на­ми и отд. ни­ша­ми с ан­ти­ки­зи­ро­ван­ной скульп­ту­рой. Его по­строй­ки за­да­ли цен­тру С.-Пе­тер­бур­га мо­ну­мен­таль­ный мас­штаб, в ко­то­ром ра­бо­та­ли ар­хи­тек­то­ры на про­тя­же­нии сле­дую­ще­го сто­ле­тия. В Мо­ск­ве по про­ек­там К. бы­ли воз­ве­де­ны од­ни из са­мых круп­ных зда­ний той эпо­хи, важ­ные в гра­до­стро­ит. от­но­ше­нии, в ко­то­рых пре­об­ла­да­ла клас­сич. те­ма ко­лос­саль­ной ко­лон­на­ды: Ста­рый гос­ти­ный двор на Иль­ин­ке (проект К. 1789 осу­ще­ст­в­лён в 1791–1805 С. А. Ка­ри­ным и И. А. Се­ле­хо­вым, за­вер­шён в 1825–30 при уча­стии О. И. Бо­ве), Стран­но­при­им­ный дом гр. Н. П. Ше­ре­ме­те­ва (1803–07; строительство начато Е. С. На­за­ро­вым и др. в 1794–1803; ны­не – НИИ ско­рой по­мо­щи им. Н. В. Скли­фо­сов­ско­го), Ека­те­ри­нин­ский (Го­ло­вин­ский) дво­рец в Ле­фор­то­ве (1782–90-е гг., совм. с Ф. Кам­по­ре­зи, ны­не – Об­ще­вой­ско­вая ака­де­мия ВС РФ). К. так­же бы­ли соз­да­ны про­ек­ты для уса­деб (Ос­тан­кин­ский дво­рец гр. Ше­ре­ме­те­ва близ Мо­ск­вы, «Ля­ли­чи» гр. П. В. За­ва­дов­ско­го в Чер­ни­гов­ской губ. и др.) и ря­да по­стро­ек в про­винц. го­ро­дах Рос­сии. В 1798–1800 К. по­стро­ил маль­тий­ские ка­пел­лы (ка­то­ли­че­скую и пра­во­слав­ную) при Во­рон­цов­ском двор­це в С.-Пе­тер­бур­ге. Ок. 1797 всту­пил в Маль­тий­ский ор­ден (с 1798 – ка­ва­лер ор­де­на). Чл. Ко­ро­лев­ской АХ в Сток­голь­ме (1796). В 1814 К. по­лу­чил по­том­ст­вен­ное рос. дво­рян­ст­во и ор­ден Св. Вла­ди­ми­ра 1-й сте­пе­ни.

«Здание Странноприимного дома графа Н. П. Шереметева в Москве» (построено в 1794–1807; архитекторы Дж. Кваренги, Е. С. Назаров и др.). Литография О. Кадоля. Ок. 1830.

Сре­ди по­след­них ра­бот К. – де­рев. Нарв­ские три­ум­фаль­ные во­ро­та в С.-Пе­тер­бур­ге в честь воз­вра­ще­ния рус. ар­мии из Фран­ции (1814; пе­ре­строе­ны в кам­не и ме­тал­ле В. П. Ста­со­вым в 1824–33) и кон­курс­ный про­ект хра­ма-па­мят­ни­ка Отеч. вой­ны 1812 в Мо­ск­ве на Во­робь­ё­вых го­рах (1815, со­хра­ни­лось 2 ва­ри­ан­та ро­тон­ды с пор­ти­ком ти­па Пан­те­о­на). По­след­ний, как и дру­гие цер­ков­ные про­ек­ты К. (в ча­ст­но­сти, со­бо­ров в Кре­мен­чу­ге и Нов­го­ро­де-Се­вер­ском, 1790-е гг.), по­слу­жил ис­точ­ни­ком твор­че­ст­ва его по­сле­до­ва­те­лей, в т. ч. для со­з­да­ния аль­бо­мов ти­по­вых про­ек­тов как в Рос­сии (К. И. Рос­си, Л. Рус­ка, И. И. Шар­ле­мань), так и в Зап. Ев­ро­пе. Их влия­ние ощу­ща­ет­ся и в рос. ар­хи­тек­ту­ре сер. 20 в. (напр., в про­ек­тах мо­ну­мен­тов, по­свя­щён­ных Вел. Отеч. вой­не).

Ис­пол­нял так­же про­ек­ты над­гро­бий (адм. С. К. Грей­га, мра­мор, 1788, Дом­ский со­бор, Тал­лин), по­гре­баль­ные ка­та­фал­ки для имп. Ека­те­ри­ны II (1796) и Пав­ла I (1801) в Пе­тро­пав­лов­ском со­бо­ре С.-Пе­тер­бур­га; ри­сун­ки ваз, тор­ше­ров и др. Был по­хо­ро­нен в ка­то­лич. час­ти Вол­ков­ско­го клад­би­ща. К 150-ле­тию со дня смер­ти К. его ос­тан­ки пе­ре­не­се­ны в му­зей­ный нек­ро­поль Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры. По­сле смер­ти мас­те­ра его сын и по­мощ­ник Джу­лио вы­пус­тил два из­да­ния «По­ст­рой­ки и про­ек­ты» К. («Fab­ricche e disegni», 1821; т. 1–2, 1843–44; оба – по при­ме­ру осу­ще­ст­в­лён­ных О. Бер­тот­ти Ска­моц­ци из­да­ний про­из­ве­де­ний А. Пал­ла­дио).

Соч.: Théâtre de l’Ermitage de Sa Majesté l’Im­pératrice de toutes les Russies. Saint-Pé­tersbourg, 1787; Le nouveau bâtiment de la Banque Impériale de Saint-Pétersbourg. Saint-Pétersbourg, 1791; Edifices construits à Saint-Pétersbourg d’après les plans du chevalier de Quarenghi et sous sa direction. Saint-Péters­bourg, 1810; Architetto a Pietroburgo: Lettere e altri scritti. Venezia, 1988.

Лит.: Зем­цов СМ. Ма­те­риа­лы для био­гра­фии Гва­рен­ги // Ар­хи­тек­ту­ра СССР. 1934. № 3; Эт­тин­гер П. Порт­ре­ты Дж. Ква­рен­ги // Там же. 1939. № 2; Та­ле­по­ров­ский В. Н. Ква­рен­ги. Л.; М., 1954; Бо­го­слов­ский В. А. Ква­рен­ги – мас­тер ар­хи­тек­ту­ры рус­ско­го клас­си­циз­ма. Л.; М., 1955; Гримм ГГ. Ква­рен­ги. Л., 1962; Ар­хи­тек­тур­ные про­ек­ты и ри­сун­ки Ква­рен­ги из му­зе­ев и хра­ни­лищ СССР. (Кат. вы­став­ки). Л., 1967; Иль­ин М. А. О пал­ла­ди­ан­ст­ве в твор­че­ст­ве Д. Ква­рен­ги и Н. Льво­ва // Рус­ское ис­кус­ст­во XVIII в. М., 1973; Кор­шу­но­ва М. Ф. Дж. Ква­рен­ги. Л., 1977; она же. Дж. Ква­рен­ги // Зод­чие Санкт-Пе­тер­бур­га. XVIII век. СПб., 1997; Пи­ляв­ский В. И. Дж. Ква­рен­ги. Ар­хи­тек­тор. Ху­дож­ник. Л., 1981; Piljav­skij V. G. Quarenghi. Mil., 1984; Му­ра­шо­ва Н. В. Кон­тракт Дж. Ква­рен­ги // Ле­нин­град­ская па­но­ра­ма. 1984. № 9; G. Qua­renghi: Ar­chi­tetture e vedute. Mil., 1994; Di­segni di G. Qua­renghi. Venezia, 1998; Дж. Ква­рен­ги. Ар­хи­тек­тур­ная гра­фи­ка. (Кат. вы­став­ки). СПб., 1999; G. Quarenghi e San Pi­et­ro­burgo. Ber­ga­mo, 2003; Гар­мо­ния сти­ля в ар­хи­тек­ту­ре. Ри­сун­ки и чер­те­жи Дж. Ква­рен­ги из Му­ни­ци­паль­ных со­бра­ний Ита­лии. (Кат. вы­став­ки). Ve­ne­zia, 2003.

Вернуться к началу