КВАРЕ́НГИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КВАРЕ́НГИ, Куаренги, Гваренги (Quarenghi) Джакомо (Джакомо Антонио Доменико) [20.9.1744, Рота д’Иманья, пров. Бергамо – 17.2(1.3).1817, С.-Петербург], итал. и рос. архитектор, декоратор, живописец, график, поч. вольный общник петерб. АХ (1805). Родился в аристократич. и худож. семье (его отец и дед занимались живописью). В юности готовился к карьере священнослужителя или юриста, изучал богословие, философию, право, увлекался античной поэзией. Против воли родителей решил посвятить себя живописи. Учился в Бергамо у Дж. Раджи и П. В. Бономини (последователей Дж. Б.Тьеполо) в сер. 1750-х гг., с 1763 – в Риме у А. Р. Менгса, затем в студии С. Поцци (1764–66), где подружился с арх. Бренной (вероятно, В. Бренна, работавший затем в России) и под его влиянием увлёкся архитектурой. В 1767–69 обучался архитектуре у позднебарочного арх. П. Пози, затем у лионского арх. А. Деризе (занимавшегося в Риме церковной архитектурой), друга И. И. Винкельмана; вместе с Н. Джансимони рисовал и обмерял памятники античного Рима. К. был увлечён теорией Деризе о муз. пропорциях в архитектуре, даже изучал контрапункт и занимался сочинением музыки под рук. Н. Йоммелли (1770).
Под впечатлением трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» К. стал страстным приверженцем палладианства (его даже прозвали «тенью Палладио»). Посетил Неаполь, Помпеи и Сицилию, затем Виченцу, Верону, Мантую, Ассизи, Римини и Пестум. В 1771–72 жил в Венеции, где подружился с архитекторами-палладианцами Т. Теманцой и Дж. Сельвой, познакомился с англичанами и получил неск. англ. заказов. К. также интересовался совр. архитектурой классицизма: работами Ш. де Вайи, К. Н. Леду, Э. Л. Булле и Р. Адама. В 1771–77 К. обновил интерьер ср.-век. ц. Санта-Сколастика в Субиако, которая стала одной из первых итал. классицистич. церквей. Затем работал в Риме в ц. Санта-Мария-ин-Кампителли и спроектировал муз. зал Капитолийского дворца (1775, осуществлён) по заказу сенатора и мецената А. Риццонико, в доме которого познакомился с А. Кановой, Дж. Б. Пиранези и др. художниками. В 1778–79 путешествовал по Юж. Франции. По рекомендации Ф. М. Гримма в 1779 К. был приглашён к имп. двору в Россию.
В 1779–1817 жил преим. в С.-Петербурге, неоднократно совершал поездки в Москву и др. города России, а также в Италию (1794–95 и 1810–11). Знакомился с др.-рус. архитектурой и памятниками зодчества 18 в. (исполнил многочисл. архит. и пейзажные зарисовки, имеющие большую худож. и историч. ценность). Среди первых архит. заказов Екатерины II было строительство 4 сельских церквей близ Царского Села (1781–1785, разрушены во время Вел. Отеч. войны). Их простые кубические объёмы с единым пространством, перекрытым широким цилиндрич. сводом и низкой алтарной преградой-колоннадой, должны были напоминать о позднеантичных гробницах и храмах первых христиан, а 2 симметричные колокольни на зап. фасаде, вдохновлённые венецианскими церквами Палладио, указывали и на характерную форму греческих (афонских) церквей. Один из центрических античных памятников К. воспроизвёл в Казанской церкви-мавзолее А. Д. Ланского (1785–90) в Царском Селе, где также построил павильон «Концертный зал» (1784–86) и Александровский дворец (1792–96). В Петергофе К. возвёл Английский дворец (1781–94, полностью разрушен в 1942). Среди наиболее значит. работ К. в С.-Петербурге – здания Академии наук (1783–89), Ассигнационного банка на Садовой ул. (1783–90); Эрмитажный театр (1783–87; прообразом послужил «Театро Олимпико» Палладио в Виченце), Екатерининский ин-т на Фонтанке (1804–07; ныне часть РНБ), Конногвардейский манеж (1804–07), Смольный ин-т (1806–08).
Крупнейший мастер рус. классицизма, К. одним из первых гармонично приспособил палладианские схемы сельских вилл к плотной гор. застройке. Ему удалось вписать дворцовые типы фасадов особняков в единый ряд домов вдоль улицы; он использовал объёмные классич. колоннады в контрасте с широкими плоскостями стен, прорезанными простыми окнами и отд. нишами с антикизированной скульптурой. Его постройки задали центру С.-Петербурга монументальный масштаб, в котором работали архитекторы на протяжении следующего столетия. В Москве по проектам К. были возведены одни из самых крупных зданий той эпохи, важные в градостроит. отношении, в которых преобладала классич. тема колоссальной колоннады: Старый гостиный двор на Ильинке (проект К. 1789 осуществлён в 1791–1805 С. А. Кариным и И. А. Селеховым, завершён в 1825–30 при участии О. И. Бове), Странноприимный дом гр. Н. П. Шереметева (1803–07; строительство начато Е. С. Назаровым и др. в 1794–1803; ныне – НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского), Екатерининский (Головинский) дворец в Лефортове (1782–90-е гг., совм. с Ф. Кампорези, ныне – Общевойсковая академия ВС РФ). К. также были созданы проекты для усадеб (Останкинский дворец гр. Шереметева близ Москвы, «Ляличи» гр. П. В. Завадовского в Черниговской губ. и др.) и ряда построек в провинц. городах России. В 1798–1800 К. построил мальтийские капеллы (католическую и православную) при Воронцовском дворце в С.-Петербурге. Ок. 1797 вступил в Мальтийский орден (с 1798 – кавалер ордена). Чл. Королевской АХ в Стокгольме (1796). В 1814 К. получил потомственное рос. дворянство и орден Св. Владимира 1-й степени.
Среди последних работ К. – дерев. Нарвские триумфальные ворота в С.-Петербурге в честь возвращения рус. армии из Франции (1814; перестроены в камне и металле В. П. Стасовым в 1824–33) и конкурсный проект храма-памятника Отеч. войны 1812 в Москве на Воробьёвых горах (1815, сохранилось 2 варианта ротонды с портиком типа Пантеона). Последний, как и другие церковные проекты К. (в частности, соборов в Кременчуге и Новгороде-Северском, 1790-е гг.), послужил источником творчества его последователей, в т. ч. для создания альбомов типовых проектов как в России (К. И. Росси, Л. Руска, И. И. Шарлемань), так и в Зап. Европе. Их влияние ощущается и в рос. архитектуре сер. 20 в. (напр., в проектах монументов, посвящённых Вел. Отеч. войне).
Исполнял также проекты надгробий (адм. С. К. Грейга, мрамор, 1788, Домский собор, Таллин), погребальные катафалки для имп. Екатерины II (1796) и Павла I (1801) в Петропавловском соборе С.-Петербурга; рисунки ваз, торшеров и др. Был похоронен в католич. части Волковского кладбища. К 150-летию со дня смерти К. его останки перенесены в музейный некрополь Александро-Невской лавры. После смерти мастера его сын и помощник Джулио выпустил два издания «Постройки и проекты» К. («Fabricche e disegni», 1821; т. 1–2, 1843–44; оба – по примеру осуществлённых О. Бертотти Скамоцци изданий произведений А. Палладио).