РО́ССИ КАРЛ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́ССИ (Rossi) Карл Иванович (Карло Антонио де) [18(29).12.1775 (по др. сведениям, 1777), Италия – 6(18).4.1849, С.-Петербург], рос. архитектор, поч. вольный общник петерб. АХ (1822). Сын венецианского дворянина А. Д. де Росси и итал. балерины. В 1785 привезён в С.-Петербург матерью и отчимом, танцовщиком и балетмейстером Ш. Ле-Пиком. Оставался подданным Неаполитанского королевства (Королевства обеих Сицилий), лишь за год до смерти приняв рос. гражданство. Практич. знания и опыт архитектора, рисовальщика и мастера декоративного убранства интерьеров Р. приобрёл под рук. В. Бренны на работах в Павловске и Гатчине. С 1796 Р. состоял его помощником при строительстве Инженерного замка, в 1802–05 совершенствовался в Италии и Зап. Европе. В 1796–1832 – в Кабинете Его Императорского Величества (арх. с 1806), также входил в состав К-та для строений и гидравлич. работ, созданного в 1816 для руководства застройкой С.-Петербурга.
Самостоят. деятельность Р. начал в Москве при Кремлёвской экспедиции: по его проектам были выстроены дерев. театр на Арбатской пл. (1807–08) и Екатерининская ц. в кремлёвском Вознесенском мон. (1809–17, достроена арх. А. Бакарёвым; оба не сохр.). В 1809–14 прикомандирован к К-ту по благоустройству Твери, где перестраивал и отделывал заново интерьеры Путевого дворца, составлял образцовые и индивидуальные проекты адм., торговых, культовых и частных построек для Твери и др. городов Тверской губ.: Бежецка, Кашина, Старицы, также Рыбинска. Наиболее значит. сооружениями Р. этого периода стали соборы в Христорождественском женском мон. в Твери (1813–1820) и Спасо-Преображенский в Торжке (1811 – 1820-е гг.).
С 1816 начался петербургский, самый яркий и плодотворный период творчества Р.: его первой крупной работой стала перестройка летней имп. резиденции на Елагином острове (1818–22). После окончания Отечественной войны 1812 в России началось грандиозное по размаху строительство, отличавшееся прежде всего градостроит. направленностью, и Р. предоставилась возможность проявить свои способности смелого проектировщика и создать единые по стилю и невиданные ранее по масштабу парадные ансамбли в стиле ампир, значительно изменившие облик центра С.-Петербурга.
Работа Р. по планировке и застройке ансамбля Дворцовой площади (1819–1829) была вызвана необходимостью сосредоточить вокруг царской резиденции – Зимнего дворца – важнейшие гос. учреждения и создать торжеств. облик гл. столичной площади. Лента зданий Главного штаба и министерств иностр. дел и финансов протяжённостью 600 м создала впечатляющее пространство площади. Соединяющая эти здания Триумфальная арка была задумана как композиц. центр, выводящий на гл. ось площади Большую Морскую ул., идущую от Невского просп. Лаконичные, величественной формы арки акцентированы скульптурой. Как и в др. работах, Р. отвёл монументальной пластике большую смысловую и композиц. роль: статуи и рельефы, выполненные С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, в аллегорич. форме рассказывают о триумфе рус. оружия. Р. создал из построек разных стилей единый согласованный ансамбль и дал Зимнему дворцу великолепное обрамление в виде строгой классицистич. дуги; при этом он намеренно повторил в новых зданиях масштаб, этажность и горизонтальные членения барочного дворца Б. Ф. Растрелли.
Созданные Р. новые улицы и площади С.-Петербурга становились триумфально-парадными ансамблями, подчинёнными единому худож. образу. Так, со свойственным ему градостроит. размахом Р. превратил великокняжеский Михайловский дворец (1819–25, ныне здание Русского музея) в обширный ансамбль, включающий неск. улиц и площадей в центре столицы, – он продолжил Садовую ул. до Марсова поля, проложил заново параллельно Невскому просп. Инженерную ул., а на гл. оси дворца создал Михайловскую ул., связавшую площадь перед дворцом (ныне пл. Искусств) с Невским просп. Дворец решён по традиц. 3-частной усадебной схеме, а торжественность его фасадов усилена коринфскими колоннадами и декоративной скульптурой.
Другой пример – ансамбль Александринского театра (1828–32). Сохранившиеся серии чертежей позволяют проследить, как совершенствовалась идея Р. в ходе создания проекта: варьируя размеры площадей и композицию зданий, он добивался оптимального решения в пределах отведённой обширной территории. В результате были созданы новая, раскрытая к Невскому просп. площадь с Александринским театром (ныне пл. Островского), обращённая к р. Фонтанка площадь у Чернышёва моста (ныне пл. Ломоносова) и соединяющая их Театральная ул. Монументальный объём поставленного в центре площади театра предполагает круговой обзор и потому украшен не только парадной коринфской лоджией на гл. фасаде, но и крупными 8-колонными боковыми портиками. Скульптурное убранство, разработанное Р., подчинено строгой архитектуре ансамбля и использует аллегорич. язык эпохи классицизма: здание театра украшают колесница Аполлона (скульптор С. С. Пименов), фигуры Муз, летящие Славы, театральные маски. Уникальна по своей архитектуре Театральная ул. (ныне ул. Зодчего Росси): выверенные пропорциональные соотношения длины, ширины и высоты зданий, гармония строгих фасадов создали редкий по торжественной красоте классицистич. образ. Последний крупный проект Р. – здание Сената и Синода (1829–34).
Р. был блестящим проектировщиком дворцовых интерьеров. Стремясь к стилистич. единству, он сам детально прорабатывал архит., живописные и декоративные элементы интерьера, создавал рисунки для мебельных гарнитуров и осветит. приборов, каминов, ваз и мн. др. Образцами его иск-ва являются сохранившиеся изысканные парадные залы Елагина дворца, Белоколонный зал Михайловского дворца, Лиловая гостиная и б-ка дворца в Павловске, Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце. Богатое графич. наследие Р. насчитывает ок. 650 чертежей и рисунков. Они отличаются блестящей и точной рисовальной манерой, особой тонкостью отмывки тушью и акварелью, ювелирной прорисовкой деталей, благодаря чему Р. считается одним из лучших мастеров архит. графики.