РАСТРЕ́ЛЛИ БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАСТРЕ́ЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Франческо (Франческо Бартоломео; Варфоломей Варфоломеевич) [1700, Париж(?) – апр.(?) 1771, С.-Петербург(?)], граф Папского гос-ва (1704), рос. архитектор, ген.-м. (1762), поч. вольный общник петерб. АХ (1771). В Россию прибыл в марте/апр. 1716 с отцом – К. Б. Растрелли. Проф. образование приобрёл под рук. отца и в среде петерб. зодчих петровского времени; сведения о его обучении в Италии и Франции документально не подтверждены. С 1730 придворный архитектор, в 1738–63 обер-архитектор имп. двора; в 1764–69 обер-интендант строений герцога Курляндского. Первые крупные сооружения Р. построены для имп. Анны Иоанновны: московские дерев. Зимний дворец (Зимний Анненгоф) в Кремле (1730–31; в 1736 перевезён в Лефортово) и летняя резиденция Анненгоф на р. Яуза (1731–35; оба – не сохр.), «Зимний дом» в С.-Петербурге (т. н. 3-й Зимний дворец; 1732–36, совм. с К. Б. Растрелли); они сочетают уверенность в построении значит. пространственных композиций и сдержанность барочного декора.
Расцвет творчества Р. приходится на царствование имп. Елизаветы Петровны, когда возросшая роскошь имп. быта определила размах репрезентативного дворцового строительства. Летний дворец (1741–45; не сохр.) стал первым сооружением елизаветинского барокко в С.-Петербурге. Вершиной творчества Р. и всего зрелого барокко в России стали его петерб. постройки 1740–60-х гг. – Зимний дворец (см. илл. к этой статье, а также к ст. Дворцовая площадь), создававшийся как символ рос. державности и гл. сооружение столицы, и комплекс Смольного монастыря (см. илл. к ст. Барокко). Р. принадлежит также масштабная перестройка имп. резиденций в Петергофе (1746–1754) и в Царском Селе [ныне г. Пушкин; Большой (Екатерининский) дворец (1752–56; см. илл. к ст. Дворец)]. Планировки дворцов у Р. отмечены чёткостью простых объёмов, симметрией композиции, строгостью прямолинейных планов. Грандиозные протяжённые линии фасадов определялись особым характером новых дворцовых пространств – торжественных анфилад, состоящих из больших парадных залов. Ключевые особенности построек Р. – выразительная пластика фасадного декора и роскошная отделка интерьеров, где все декоративные элементы создавались по его рисункам. Контрастная и яркая двухцветная окраска стен подчёркивала праздничный характер архитектуры. Лучшие примеры частных дворцовых зданий Р. – петерб. усадьбы М. И. Воронцова (1750-е гг.) и С. Г. Строганова (1753–60). По проектам Р. для герцога Э. И. Бирона возведены в Курляндии (ныне Латвия) Рундальский дворец и замок в Митаве (1738–40, 1763–72; см. илл. к ст. Елгава). Пятиглавие как дань рус. традиции Р. использовал в Смольном соборе, дворцовой церкви в Царском Селе и Андреевском соборе в Киеве. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря близ Москвы по проекту Р. (с 1749) возведён дерев. шатёр ротонды (при участии инж. В. Бернардацци; завершён в 1759 К. И. Бланком; уничтожен в 1941, восстановлен в 2012–14); Р. спроектировал также лепное убранство интерьера, в т. ч. Кувуклии (1750–1761). Крупнейший зодчий рус. барокко, Р. сыграл определяющую роль в формировании этого стиля в рус. архитектуре 18 в.