ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц, памятник архитектуры в С.-Петербурге, на берегу Невы. До 1917 резиденция рос. императоров, ныне входит в состав музея Эрмитаж. История имп. зимних резиденций в центре новой столицы начинается со скромных «Зимних маленьких хором» Петра I, построенных предположительно арх. Д. Трезини в 1708 (не более 10 комнат и мастерская; в 1711 этот жилой дом Петра I перевезён на Петровский остров, разобран в 18 в.). В 1711–12 возведены «Свадебные палаты» Петра I (предположительно тот же архитектор; разобраны в 1726). В 1716–20 на этом же участке, ограниченном с запада прорытой в 1718–1720 Зимней канавкой, на месте совр. Эрмитажного театра построен новый «Зимний дом» Петра I (арх. Г. И. Маттарнови; расширен в 1719–22); к нему в 1726–27 пристроены З. д. Екатерины I и служебные корпуса (арх. Трезини). В 1726–28 на Васильевском острове сооружён Зимний Преображенский дворец Петра II (арх. Трезини; перестроен в 1759–61; ныне здание филологич. ф-та С.-Петерб. ун-та). В 1730–60-е гг. строительство имп. дворцов в столице возглавляли К. Б. Растрелли и Б. Ф. Растрелли: в 1732–36 ими возведён «3имний дом» Анны Ивановны (с использованием фрагментов дворца Ф. М. Апраксина, заложенного в 1716 по проекту Ж. Б. Леблона; не сохр.), в 1755 – врем. деревянный З. д. Елизаветы Петровны на углу Невского просп. и набережной Мойки (арх. Б. Ф. Растрелли; разобран в 1765–1768). Ныне существующий новый каменный З. д. Елизаветы Петровны построен Б. Ф. Растрелли в 1753–62 на месте дворца Анны Ивановны.
Трёхэтажное здание З. д. представляет собой замкнутое каре с внутр. двором. Фасады обращены к Неве (длина фасада 137 м; по центру расположен гл. вход – Иорданский подъезд с Иорданской лестницей, плафон работы Г. Дициани), к Адмиралтейству (Салтыковский, или «Его величества», подъезд выходил на быв. Разводную пл., где проводились разводы караулов и смотры войск) и к Дворцовой площади (подъезды «Её величества» и Комендантский). Грандиозные размеры дворца в стиле барокко (первоначально в нём было св. 1000 помещений, 117 лестниц, более 3800 дверей и окон), сильно выступающие ризалиты, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление пластич. мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (скульптуры из пудожского известняка над парапетами и фронтонами, в 1892–94 под рук. скульптора М. П. Попова заменённые пустотелыми, выбитыми из листовой латуни; кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами парадных залов и жилых покоев подчёркивает репрезентативное назначение З. д. Дворцовая ц. Спаса Нерукотворного построена в 1753–62; её внутр. убранство также исполнено итал. и рус. мастерами под рук. Б. Ф. Растрелли (живописный плафон работы Ф. Фонтебассо). В эти же годы сооружена Малая (Сретенская) церковь в покоях императрицы (восстановлена после пожара в 1838–39).
После 1762 работу по внутр. отделке продолжили помощники Б. Ф. Растрелли – С. И. Чевакинский и Ю. М. Фельтен; вскоре были привлечены также Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. В кон. 18 – нач. 20 вв. интерьеры З. д. неоднократно переделывались. В 1791–1793 создана Невская анфилада, включавшая Аванзал, Большой и Концертный залы (архитекторы Дж. Кваренги, И. Е. Старов); во 2-м этаже нового корпуса (1783–92, Кваренги), соединившего З. д. с Малым Эрмитажем, были размещены копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане; в 1795 создан парадный Георгиевский (Большой Тронный) зал (Кваренги; колоннада коринфского ордера – 1837–42, архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов; см. рис. к ст. Зал). В 1826 открыта Воен. галерея 1812 года (К. И. Росси; портреты героев Отеч. войны 1812 работы Дж. Доу и его помощников). В 1822–37 по проектам О. Р. де Монферрана декорированы залы Марии Фёдоровны (Гостиная с колоннами из яшмы, ныне Малахитовый зал), созданы Ротонда, Петровский и Фельдмаршальский залы. Почти полностью уничтоженные пожаром 17–19(29–31).12.1837 интерьеры к 1841 восстановлены А. П. Брюлловым и Стасовым при участии мн. мастеров; применены металлич. конструкции перекрытий (шпренгели по проекту инж. М. Е. Кларка), частично заменённые в 1886–87.
Во 2-й пол. 18–19 вв. с вост. стороны к З. д. пристроены здания, входящие ныне в ансамбль музея Эрмитаж: Малый Эрмитаж с Сев., Юж. павильонами и Висячим садом (1764–75, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен; 4-й этаж надстроен в 1840–43, В. П. Стасов; Павильонный зал – 1850–58, А. И. Штакеншнейдер); Большой, или Старый, Эрмитаж (1771–87, Фельтен; перестроен в 1851–59, Штакеншнейдер), связанный арочным переходом над Зимней канавкой с Эрмитажным театром [1783–1789, Дж. Кваренги; зал-амфитеатр декорирован колоннами коринфского ордера и нишами со скульптурой (см. рис. к ст. Занавес); отделка фойе – 1904, арх. Л. Н. Бенуа]; Новый Эрмитаж (1842–51, по проекту Л. фон Кленце, под рук. Стасова и Н. Е. Ефимова; портик с атлантами – 1846–48, скульптор А. И. Теребенёв; см. рис. к ст. Атлант).
5(17).2.1880 народоволец С. Н. Халтурин произвёл в З. д. взрыв, повредивший подвал, гауптвахту и столовую. После убийства Александра II [1(13).3.1881] Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину и использовал З. д. в осн. для парадных церемоний. С воцарением Николая II (1894) имп. фамилия вернулась в З. д. (быв. покои Николая I заново отделаны, напр. библиотека – арх. А. Ф. Красовский). В 1904 Николай II с семьёй переехал в Царское Село. В нач. 1-й мировой войны в залах Невской анфилады размещался госпиталь. С июля 1917 З. д. – резиденция Врем. правительства; в ночь с 25 на 26.10(с 7 на 8.11).1917 был захвачен революц. войсками. В 1918 переименован во Дворец искусств (название не прижилось). С 1920 в части помещений располагался Музей революции. До 1922 в З. д. находились: приёмный пункт для военнопленных, общежитие детской колонии, Штаб по устройству массовых торжеств; Николаевский зал переоборудован под кинозал. В 1922 бóльшая часть З. д. передана Эрмитажу (целиком передан в 1945).
Широкомасштабные реставрац. работы велись в 1920–30-х гг. и в 1940–60-х гг., после попадания арт. снарядов и авиабомб во время блокады. В 1946 фасады окрашены в первоначальный бирюзовый цвет (в кон. 19 в. были тёмно-красными, с 1911 розовыми). В 1971 в составе Эрмитажа созданы Реставрац. мастерские, которые ведут все работы по восстановлению и сохранению З. д. В 2001 для публики открыт внутр. двор, где проводятся летние симфонич. концерты. В составе памятников историч. центра С.-Петербурга З. д. включён в список Всемирного наследия.